Знание признаков износа тормозных колодок и способов их замены помогут избежать беды на дороге
Тормозные диски обычно подлежат замене после того, как свое отработали два комплекта колодок
(Фото: Shutterstock)
Как часто менять тормозные колодки
Периодичность замены колодок определяется:
- Качеством. К высококачественным относятся колодки, которые устанавливают на конвейере. И их аналоги, имеющие несколько меньшую эффективность, но больший срок службы. Далее следуют изделия, на пластинах которых присутствует обозначение 90R. Такие колодки, несколько уступая по характеристикам колодкам первой категории, обладают привлекательным соотношением цена/качество. Колодки третьей категории еще дешевле, но могут вызывать преждевременный износ тормозных дисков из-за жесткости или неравномерного износа фрикционных накладок, а кроме того, преподнести неприятный сюрприз при экстренном торможении.
- Массой автомобиля. Чем она выше, тем сложнее колодкам погасить инерцию движения.
- Манерой вождения. Пренебрежение торможением двигателем и частые торможения «в пол» вызывают преждевременный износ колодок.
Обычно в регламенте работ по техническому обслуживанию легкового автомобиля содержится требование по замене тормозных колодок дисковых тормозов раз на 30–50 тыс. км. Срок службы испытывающих меньшие нагрузки колодок задних барабанных тормозов (при наличии), как правило, больше: до 80+ тыс. км.
Тормозные диски обычно подлежат замене после того, как свое отработали два комплекта колодок. Однако это правило не работает в случае установки неправильно подобранных или некачественных колодок, которые быстро съедают диск.
Когда менять тормозные колодки
Минимальная остаточная толщина фрикционной накладки — 2 мм. О приближении к этому рубежу сигнализирует:
- предупреждающее сообщение на дисплее приборного щитка. Эта функция присутствует далеко не у всех моделей;
- непрерывный пронзительный скрип, издаваемый при контакте с тормозными дисками специальными пластинами-скрипунами, которые имеются у некоторых моделей колодок. Поскрипывать при торможении могут и исправные новые колодки, пока не притрутся, а также, например, после дождя. В последнем случае раздражающий звук обычно пропадает после нескольких нажатий на педаль тормоза;
- вибрации при торможении;
- удлинение тормозного пути;
- наличие металлических частиц в черном налете на колесном диске. Это знак усиленного износа тормозного диска из-за сработавшейся фрикционной накладки;
- громкий металлический скрежет — самый неприятный вариант. Это знак того, что фрикционные накладки полностью изношены и опорные пластины колодок напрямую контактируют с тормозными дисками и/или барабанами, что ведет к их быстрому повреждению.
-
Минимальная остаточная толщина фрикционной накладки — 2 мм.
(Фото: Shutterstock) - критический износ тормозных дисков, проявляющийся в выраженной выработке и/или образовании буртика высотой 2–3 мм. В чаше барабанного тормоза с помощью штангенциркуля измеряется внутренний диаметр детали. Он не должен быть больше установленного компанией-производителем;
- повреждение или износ любых иных, кроме колодок, элементов тормозной системы: уплотнителей, пыльников, пружин, шлангов, поршней.
Так или иначе, полное представление о состоянии тормозных колодок можно получить, лишь сняв колеса, а в случае с барабанными тормозами — разобрав сам барабан.
Как менять тормозные колодки
Основное правило: на каждой оси колодки меняются одновременно с обеих сторон. Саму операцию по замене можно выполнить самостоятельно при наличии терпения, навыков и инструмента. Впрочем, уже в процессе работ могут выявиться моменты, которые, скорее всего, потребуют обращения в сервис:
Если такого рода осложняющие обстоятельства не выявлены, можно проводить замену. В случае с дисковыми тормозными механизмами порядок действий таков:
- Поддомкратить автомобиль и снять колесо.
- Отсоединить датчик износа колодок (при наличии).
- Металлической щеткой очистить тормозные механизмы от грязи.
- Выкрутить болт/болты тормозного суппорта и руками покачать его, чтобы колодки вдавили поршни и суппорт можно было легко снять.
- Подвесить тормозной суппорт к пружине подвески на прочной проволоке.
- Вынуть старые колодки.
- Полностью утопить поршень в суппорт, желательно с помощью струбцины или специнструментом, используя в качестве прокладки старую колодку.
- Очистить направляющие суппорта от грязи и ржавчины мелкой наждачной бумагой, а затем смазать консистентной смазкой.
- Установить без перекосов новые колодки.
- Собрать демонтированные детали в обратной последовательности.
- Снять автомобиль с домкрата.
Основное правило при замене колодок: на каждой оси они меняются одновременно с обеих сторон.
(Фото: Shutterstock)
В случае с задними барабанными тормозными механизмами последовательность шагов следующая:
- Поставить автомобиль на передачу.
- Поддомкратить автомобиль и, не затягивая стояночный тормоз, снять колесо.
- Открутить фиксирующие болты тормозного барабана и снять его.
- Освободить тросик ручного тормоза, сняв отверткой все пружины и тяги.
- Снять старые колодки.
- Установить новые колодки и собрать тормозной механизм в обратной последовательности.
- Проверить функционирование тормозного механизма, поставив автомобиль на ручной тормоз и пытаясь вращать колесо.
- Снять автомобиль с домкрата.
После замены колодок для надежной, оптимальной работы тормозов необходимо их хорошо приработать. Для этого первые 300 км (1000 км, если оставлены старые тормозные диски) после замены не следует резко тормозить.
Какую сумму можно сэкономить, самостоятельно выполнив замену колодок? В Москве работа без учета стоимости деталей в случае с дисковыми тормозами обойдется в среднем в 1000 руб., а в случае с задними барабанными — вдвое дороже.
Источник: www.autonews.ru