В эти выходные проходит очередная, уже тридцать первая Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина — и снова местом ее проведения стал Санкт-Петербург. И в этот раз на ней было и немного коммерческих машин среди разнообразия легковушек. Конечно, большую часть из них уже показывали раньше, но в основном в Москве. А теперь с этой техникой познакомились и петербуржцы.
Самыми легкими представителями коммерческого транспорта была пара пикапов — любимых типов авто американской глубинки (и не только). Ярко-синий поздний Chevrolet Apache 1959 года, уже со сдвоенными фарами, просто притягивал взгляды публики. В тот год только Апачей было выпущено почти полтора миллиона штук.
А неподалеку обосновался огромный конкурент, угловатый Ford F-250 Redneck edition со сдвоенными задними колесами. Его год выпуска — 1986-й, и за четверть века пикапы не только увеличились в размерах, но и обзавелись огромными двигателями: на Форде стоит почти пятилитровый V8 мощностью 190 л.с.
Как пример разных школ двигателестроения стоило обратить внимание на «кастомизированный» под клиента бескапотный Barkas В-1000 из ГДР. На нем стоит двухтактный литровый моторчик мощностью 50 л.с. При этом грузоподъемность у этой машины вполне приличная — тысяча килограммов.
Привезли на питерское шоу и настоящий самосвал, да еще какой! Самый первый советский ГАЗ-410, безукоризненно восстановленный мастерской Шаманского. Интересно, что в 1939 году, когда он был собран, еще не существовало слова «самосвал» — и он вполне официально назывался опрокидкой.
Разработана «опрокидка» была в 1935 году инженером М. Катковым под индексом С1 (от завода имени Свердлова) на укороченном шасси ГАЗ-АА с металлическим кузовом объемом 1,1 м³. Никакой гидравлики или КОМ на ней, конечно, не было. Платформа разгружалась благодаря силе тяжести и хитрой кинематике с роликами и тягами. Для подъема водителю было необходимо только дернуть на себя рычаг под кузовом. А для возврата — задвинуть его обратно, приводя в действие посадочную пружину.
С 1939 года опрокидки выпускались самим Горьковским автозаводом на модернизированном шасси ГАЗ-ММ под индексом 410, и собирали их до 1950 года.
Само собой, был на выставке и пассажирский транспорт. В малом классе внимание приковывал революционный Старт той же мастерской Шаманского. Двенадцатиместная машина на агрегатах «двадцать первой» Волги выпускалась с 1963 года и отличалась прогрессивным на тот момент стеклопластиковым кузовом. Увы, именно кузов оказался недостаточно прочным — и до наших дней практически ни один Старт не дожил в приличном состоянии.
Ну а самой необычной историей на выставке может похвастаться свежий экспонат активного Ретробаса. Этот Ikarus 630.03 никогда не работал на маршрутах!
В 1964 году он прибыл в Северный Казахстан в виде мобильного зубоврачебного кабинета. Отработав неизвестное количество лет в райздраве Кокчетава, был списан и передан местной федерации мотокросса, где потрудился в роли технички. Потом спортсмены продали его частнику, который возил на нем картошку на рынки Караганды и Омска. Затем уставший автобус простоял во дворе десяток лет, после чего его и выкупил Ретробас.
Пожарка ПМЗ-1 на шасси ЗиС-11 много лет хранилась в Пушкине, а теперь украшает пожарно-техническую выставку Санкт-Петербурга
Надо отдать должное качественной венгерской марке: рядная «шестерка» Czepel D-614 после долгих лет завелась — и автобус даже сумел проехаться по двору. Надеемся, скоро этот Икарус будет выглядеть не хуже, чем сияющий желтый Robur того же Ретробаса.
Источник