Если, проезжая через Саратовскую область, вы вдруг увидите над головой странный парящий объект, не спешите звонить уфологам. НЛО и прочая летающая чертовщина в здешних краях не редкость, ведь в Вольске, под Саратовом, расположен воздухоплавательный научно-испытательный центр, где тестируют боевые аэростаты.
Сразу после войны на боевом воздухоплавании в Советском Союзе чуть было не поставили крест. Все исследовательские программы свернули, специалистов перепрофилировали, а последние аэростаты и дирижабли сняли с вооружения и вскоре списали. Импульс к возрождению отрасли нам дали американцы. В послевоенное время они очень интересовались советскими стратегическими секретами, но не понимали, как до них добраться. Спутников-шпионов еще не было, а разведывательные самолеты засекались нашей ПВО еще на дальних рубежах и частенько сбивались. И тогда американцы сделали ставку на беспилотные аэростаты, наполненные водородом или гелием, и стали изучать атмосферные явления на высотах 20—25 км. Оказалось, что стратосфера бурлит! И в каждом своем слое перемещает потоки воздуха строго определенного направления. Лучшего транспорта для шаров-шпионов не придумать: надо лишь поместить их в нужную толщу воздуха, привязать балластную систему к альтиметру и собрать автоматику, которая бы постоянно корректировала высоту и не давала шарам опускаться слишком низко — иначе они станут добычей советской ПВО. Таких шпионских программ в США было реализовано несколько, причем разведывательные аэростаты не только вели фотосъемку нашей территории, но и пытались услышать своими электронными ушами отголоски ядерных испытаний.
Запускали их с авиабаз НАТО в Германии и Норвегии — в те стратосферные потоки, которые двигались с запада на восток. А технология получения отснятых фотоматериалов и кассет с аудиозаписями выглядела так. Зная приблизительное время, которое понадобится шару на сквозной пролет над нашей территорией, технические специалисты ЦРУ программировали его путевой таймер на нужную задержку. Над нейтральными водами Тихого океана таймер срабатывал, и включался радиомаяк. Его сигнал пеленговали и по радио давали команду на сброс драгоценного груза. Контейнер с аппаратурой спускался на парашюте, и его прямо на лету за стропы подхватывал специальный самолет Fairchild C-119. А при неудаче доставало из воды поисковое подразделение.
Их нравы: карикатура времен холодной войны с улетающими за железный занавес шпионскими аэростатами
Осенью 1955 года началась операция Genetrix — самая массированная шпионская воздушная атака на СССР. С авиабаз в Норвегии, Шотландии, ФРГ и Турции американцы собирались запустить в наше воздушное пространство целую стаю разведывательных беспилотников — 2500 шаров. Чтобы максимально расширить площадь фотосъемки, в воздух их отправляли партиями по несколько штук с недельным интервалом. Понятное дело, что затея вызвала активные дипломатические протесты со стороны СССР и стран соцлагеря. И пока мы грозили странам НАТО ботинком с трибуны, американцы потихоньку вылавливали из нейтральных вод отснятые материалы. До Тихого океана долетела лишь десятая часть разведывательных аэростатов, но их пленок оказалось достаточно, чтобы идентифицировать комбинат по производству ядерных боеприпасов в Златоусте. Куда делись остальные шары? Потерялись над нашей территорией или были уничтожены силами советской противовоздушной обороны. Но как же нелегко нам давалась эта охота!
Предстартовые приготовления: аэростаты серии WS-119L имели полиэтиленовую оболочку и могли нести полезную нагрузку массой более 800 кг. Высота их полета достигала 20 км, а время нахождения в воздухе превышало десять суток
Формально свободно дрейфующий аэростат является довольно крупной целью. Но для средств ПВО это цель-невидимка, ведь оболочка шара изготовлена из радиопрозрачного полиэтилена, а полезная нагрузка упрятана в пластиковый бокс. Глазами его тоже не разглядеть, а ведь надо еще прицелиться и выстрелить. Зенитная артиллерия достать стратосферные шары на высоте 20—25 км не могла. Истребители-перехватчики того времени так высоко тоже не поднимались, да и взрыватели ракет класса «воздух-воздух» при контакте с мягкой оболочкой аэростата зачастую попросту не срабатывали. Ну а шмальнуть по надувному шарику ракетой наземного базирования можно было только от отчаяния.
Запуск автоматического аэростата с борта американского авианосца Valley Forge. Не обращайте внимания на вялую оболочку: на крейсерской высоте она раскрывалась в полноценный шар
Похоже, что 16 ноября 1959 года расчет ПВО под Сталинградом испытывал именно такие эмоции — вот и сработал по высотной цели новейшим комплексом С-75 Двина, превратив летающего фотошпиона в пыль. Этот эпизод считается первым случаем боевого применения Двины, который в СССР тщательно скрывали. Но из пушек по воробьям мы палили не всегда. И первым советским летчиком, уничтожившим шпионский фотоаэростат всего девятью пушечными выстрелами, был капитан Леонид Савичев. Это было невероятной удачей, потому что через несколько дней, пытаясь достать еще один шар, Савичев впустую израсходовал весь боекомплект и упустил цель. Бороться с дрейфующими аэростатами наши военно-воздушные силы пытались с помощью самолетов Як-25, МиГ-19, МиГ-21, Су-15ТМ, Ту-128, Як-28П и даже Ан-2 — в варианте «перехватчик», со сдвоенной пулеметной турелью и прожектором. Для их авиационных пушек был разработан специальный фугасно-зажигательный боеприпас, взрыватель которого срабатывал при контакте с тонкой оболочкой аэростата. Но до победы в стратосферной войне было еще далеко: в период с 1956 по 1977 год в советском воздушном пространстве было обнаружено 4112 (!) автоматических аэростатов и только 793 из них были сбиты.
Гондола шпионского аэростата крепилась к шару через рым-болт, под которым располагался вращающийся шарнир с автоматикой поворота — для панорамного обзора. Под ним были два балластных ящика, термобокс с аппаратурой управления и сам «фотоаппарат»
И вот что любопытно. Выбрав выгодную и эффективную разведывательную стратегию, американцы порой совершали непростительные тактические ошибки. Когда у них появились фоторазведчики следующего поколения, способные летать на высоте 36 км и автоматически, без сигналов с земли, сбрасывать отснятый материал, то их по соображениям секретности запустили на территорию СССР с востока. Но не учли сезонной разницы в скоростях воздушного потока и неверно запрограммировали таймеры. Шары летели медленнее, чем планировалось, и в результате «разгрузились» на нашей территории. Один — над социалистической Польшей, а два других — в Белоруссии. Подарок советские военспецы получили царский! Ведь именно на этих шарах американцы «обкатывали» прототипы новейших фотокамер, которым пророчили стать основными «глазами» спутников-шпионов серии Keyhole.
Самолет Fairchild C-119 ловит отработавшую шпионскую аппаратуру. Неизвестно, при каких условиях сделан этот кадр, но технология изъятия фотоматериалов понятна
Про военное воздухоплавание в Советском Союзе вспомнили только в 1957 году — в Вольске появился профильный испытательный центр. Место дислокации полигона выбирали по географическим признакам, ведь город Вольск располагается на параллели, которая пересекает территорию нашей страны в самой широкой части, — летать можно было в любом направлении. Делали военные аэростаты под Москвой, в Долгопрудном.
Уфология как квазинаука зародилась в конце сороковых годов прошлого века, как раз на пике интереса к автоматическим дрейфующим аэростатам. Слева на фото — канадец Дэвид Макферсон, который нашел «инопланетный корабль», а на самом деле шпионский аэростат
Уже в конце 1957 года появился первый отечественный свободный аэростат «агитационного» назначения. В качестве полезной нагрузки он нес листовки, которые сбрасывал на чужой территории, — такие пиар-технологии мы применяли в нескольких локальных боевых конфликтах. Были созданы аэростаты-постановщики пассивных помех, аэростаты-метеоразведчики и высотные лаборатории. Все они летали на водороде или гелии. На шарах второго поколения уже использовалась новая авионика, и они могли нести средства поражения или аппаратуру радиоэлектронной борьбы. Тогда же были созданы аэростаты-бумеранги, летящие к цели на одной высоте, а возвращающиеся на другой.
Третье поколение советских аэростатов принимало участие в интересных военных экспериментах. Например, во время военно-морских учений боевыми аэростатами была создана сплошная область радиопомех шириной 200 км. А вот специнструмент для борьбы с чужими шарами-шпионами появился у нас только в 1978 году. Конструкторское бюро Владимира Мясищева разработало специальный самолет, который мог медленно летать в верхних слоях атмосферы и имел специальное противоаэростатное вооружение, — проект получил название М-17. Конструктивно «истребитель аэростатов» представлял собой двухбалочный двухкилевой свободнонесущий моноплан с крылом большого удлинения. Но для борьбы с аэростатами самолет М-17 никогда не применялся, потому что в восьмидесятых годах мир уже использовал совсем другие разведывательные технологии. Кстати, свои воздушные шпионские программы американцы использовали вплоть до девяностых годов. Только шары-разведчики запускались к нам для того, чтобы подразнить советскую противовоздушную оборону. Ну а ответную реакцию сил ПВО на троллинг уже фиксировали спутники.
М-17, самолет-призрак. По своему назначению (охота за аэростатами) он не использовался никогда, но эта машина стала прообразом советской стратосферной программы (фото Альберта Набиулина)
В наши дни уже никого не удивить беспилотной авиацией, но ни один летающий дрон пока не может сравниться со стратосферными аэростатами по стоимости летного времени. Отчасти поэтому к автоматическому воздухоплаванию в мире сохраняется устойчивый интерес. В 2009 году компания Google анонсировала стратосферную программу Loon, которая должна была обеспечить глобальное интернет-покрытие: один стратосферный аэростат был в состоянии покрыть беспроводной сетью примерно пять тысяч квадратных километров земной поверхности. Через десять лет проект закрылся, но опыт получен бесценный. Трансатлантический Amateur Radio High Altitude Ballooning (ARHAB) — запуск высотных аэростатов с радиомаяками — увлекает тысячи радиолюбителей по всему миру. Высотные воздушные шары используют метеослужбы, компании по мониторингу загрязнений и великое множество энтузиастов во всех странах. Метеозонд, камеры GoPro, парашют, GPS-трекер, несложная автоматика — и у вас в руках готовый высотный разведчик. Посмотрите в интернете, какие потрясающие фото- и видеоматериалы привозят такие шары из ближнего космоса!
Источник