Самый неординарный и неоднозначный топ-менеджер Бу Андерссон сейчас возглавляет узбекские предприятия UzAuto Motors и UzAuto Motors Powertrain. Путь шведского специалиста — в нашей статье
Бу Андерссон запомнился в России как суровый топ-менеджер, который кардинально поменял порядки на АвтоВАЗе, уволил с предприятия 19 тыс. сотрудников (это 28% от тогдашнего кадрового состава), а еще привел компанию к рекордным убыткам в размере 74 млрд руб. по итогам 2015 года. Но при этом он радикально ускорил процесс разработки новых моделей, запустил в производство семейства Vesta и XRAY и добился рекордного повышения качества — к концу работы Андерссона на АвтоВАЗе 88% автомобилей выходили с конвейера без дефектов, тогда как в 2013-м такими показателями могла похвастаться лишь половина машин.
В целом, карьеру Бу Андерссона можно поделить на «до» и «после» АвтоВАЗа.
Работа в GM и «Группе ГАЗ»
Шведский специалист начал свою карьеру в автомобильной промышленности в 1987 году в компании Saab, а с 1993 по 2009 год занимал различные руководящие должности в подразделениях закупок в General Motors.
С 2009 по 2013 год Бу Андерссон возглавлял российскую «Группу ГАЗ». За эти годы шведский топ-менеджер вывел ее на прибыль. Если 2006 год компания закончила с многомиллиардными убытками, то в 2012 году предприятие получило чистую прибыль 8,8 млрд руб. по МСФО.
Одним из шагов, которые привели к позитивным результатам, было решение о распределении части операционных доходов между менеджментом и рабочими. Андерссон говорил, что так каждый сотрудник заинтересован в получении прибыли предприятия, так как от этого зависит его ежегодный бонус. «Нет результатов — нет бонусов», — объяснял Андерссон.
Фото: Шарифулин Валерий / ИТАР-ТАСС
Под его руководством была модернизирована производственная система и освоен выпуск семейства «ГАЗель Next».
Время на АвтоВАЗе
Бу Андерссон был президентом АвтоВАЗа на протяжении двух лет. За это время он получил несколько наград за достижения в автомобильной сфере. Но поздней осенью 2015 года заговорили о скорой отставке шведского специалиста, когда его публично раскритиковал Сергей Чемезов глава «Ростеха» — российского акционера АвтоВАЗа.
В числе причин отставки Андерссона Чемезов назвал убытки АвтоВАЗа и кадровую политику шведа. Социальное недовольство в Тольятти нарастало, прошло уже несколько акций протеста, напомнил Чемезов. Еще одной претензией в адрес Андерссона со стороны Чемезова оказался избыток, по его мнению, иностранных комплектующих при производстве автомобилей Lada.
«Теперь нам нужен другой человек. Это все», — резюмировал Чемезов.
Убытки за 2015 год АвтоВАЗ действительно понес рекордные — 74 млрд руб. Но надо понимать, что в те годы российский автопром находился в глубоком кризисе. «Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%», — отмечал бывший глава Renault-Nissan Карлос Гон.
Большая часть убытка — 42 млрд — пришлась на бухгалтерские списания, произошедшие из-за кардинального снижения объемов рынка.
Фото: АвтоВАЗ
Кадровая политика Андерссона тоже подверглась критике. За 2014–2015 годы автопроизводитель сократил штат на 28%, до 48 тыс. работников. Осенью 2015 года глава «Ростеха» возмутился, что народ выгнали на улицу, и пообещал провести с Андерссоном «воспитательную работу». В ноябре 2015 года акционеры отклонили разработанный менеджментом завода бюджет на 2016 год. При этом производительность предприятия выросла за время работы Андерссона в разы.
За два года при шведском менеджере АвтоВАЗ выпустил шесть новых моделей. Четыре из них были вариациями на тему уже существующих автомобилей — «приподнятые» Largus Cross, Kalina Cross, модифицированная версия классической «Нивы» под названием Urban 4×4 и Granta в кузове лифтбек. Но главными запусками Бу Андерссона стали хэтчбек XRAY и седан Vesta в новом фирменном дизайне за авторством Стива Маттина, знаменующем начало новой эпохи на АвтоВАЗе. Причем если первый является, по сути, перелицованным Renault Sandero Stepway, то Vesta построена на новой платформе, разработанной АвтоВАЗом при участии специалистов Renault-Nissan.
Главный дизайнер Lada британец Стив Маттин покинул пост спустя девять лет работы в России. Под его руководством Lada получала совершенно новую внешность, а Х-дизайн стал узнаваемым.
(Фото: autonews.ru)
Карьера Андерсона после АвтоВАЗА
После того, как Андерссон ушел из российского автопрома, он долго избегал работы на крупных автопроизводителей. После ухода из АвтоВАЗа Андерссон основал собственную компанию Bo Group Enterprises и стал читать лекции по закупкам на курсе MBA в Линчепингском университете.
В 2017 году он возглавил европейское отделение японской компании Yazaki, являющейся крупнейшим мировым поставщиком жгутов проводов и других электронных компонентов для автопрома. Там он проработал вплоть до августа 2021 года.
В конце лета 2021 года узбекская государственная компания Узавтосаноат назначила Андерссона генеральным директором своих основных дочерних компаний: UzAuto Motors (выпускает автомобили под маркой Chevrolet) и UzAuto Motors Powertrain (производство двигателей и коробок передач). Одна из первостепенных задач, которые стоят перед Андерссоном, — преодоление кризиса, связанного с дефицитом полупроводников и логистикой, говорится в сообщении «Узавтосаноат». Кроме того, ему предстоит модернизировать производство. Сейчас UzAuto работает над локализацией новых моделей на глобальной платформе GEM — кроссовера Chevrolet Tracker и седана Chevrolet Onix.
Фото: Максим Туманов / ТАСС
На Ташкентском экономическом форуме 30 сентября Бу Андерссон сказал: «Я не супермен, но они хотят, чтобы я дал продукты лучшего качества, новые модели, включая электромобили, лучшие цены и лучшую доступность. Наши акционеры хотят повышения эффективности и производительности, и единственный способ добиться этого — работать с командой менеджеров и создавать ценности».
Источник: www.autonews.ru