Совсем скоро в России появятся иранские автомобили. Но это будут не просто очередные «дивномарки» нашего рынка, а самые настоящие ролевые модели для трансформации всей автомобильной индустрии. Куда они нас привезут?
В хронику иранского автомобилестроения наш автопром может смотреть как в зеркало. А точнее, как в хрустальный шар для гадания. Ведь за последние 20 лет автомобильная отрасль в той стране преодолела дистанцию, которую наши заводы пока прошли лишь наполовину.
Существует стереотип, что иранский авторынок — это сплошь старый багаж французских производителей и локализованный Peugeot 405 в роли народного автомобиля. На самом деле все не так плохо и в то же время далеко не так хорошо.
Знакомый нам Iran Khodro Samand и его производные на платформе «четыреста пятого» — это достаточно крупные и не самые дешевые по иранским меркам автомобили. А вот действительно народной и самой массовой последние четверть века в Иране была малолитражка SAIPA Pride. Этот автомобиль выпускался с 1993 по 2020 год по лицензии компании Kia, хотя на самом деле исходная модель Kia Pride — это тоже не что иное, как освоенная в Южной Корее лицензионная Mazda 121 (она же Ford Festiva) образца 1987 года.
SAIPA 111 была последней реинкарнацией исходного хэтчбека Kia Pride и выпускалась до весны 2019 года
А до Прайда народным автомобилем был английский седан Hillman Hunter 1966 года, который в Иране выпускался с 1967 года под именем Iran Khodro Paykan и в модернизированном виде просуществовал аж до 2005 года.
Основой седана Paykan был Hillman Hunter разработки английского конгломерата Rootes Group. Но к концу 60-х Rootes был поглощен концерном Chrysler, а в 1978 году подразделение Chrysler Europe вошло в PSA Peugeot Citroen. После этого на Paykan начали ставить двигатель от Peugeot 504, а компания IKCO надолго стала партнером французов. Кстати, вам рестайлинговый Paykan тоже напоминает Москвичи? Прямой связи нет, но его модернизацию проводил британский дизайнер Рой Акс, автор внешности автомобилей Simca 1307
Если проводить простейшие аналогии, то Paykan — это «классика», дремучий задний привод родом из 60-х. А SAIPA Pride — это с большой натяжкой что-то вроде вазовских «восьмерок» и «девяток». В том смысле, что передний привод, угловатый кузов, примитивная пассивная безопасность… Правда, разработка не своя, но иранцы все-таки самостоятельно сделали рестайлинг и даже разработали новые типы кузова: лифтбек, пикап и «каблук».
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Источник