Американский концерн первым решил организовать производство в России и первым же покинул нашу страну — и, возможно, навсегда. Вспоминаем важнейшие вехи 27-летнего пути
Фото: Игорь Зарембо / ИТАР-ТАСС
Однако это было только начало сотрудничества: уже к 2006 году, вложив около 80 млн евро, GM запускает на «Автоторе» производство Chevrolet Lacetti по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов — проектная мощность только этой ветки составляла 50 тыс. автомобилей в год. Впоследствии из ворот калининградского предприятия будут выезжать Chevrolet Cruze, Captiva, Orlando, Aveo и Epica, а также разнообразные «Опели»: Astra, Zafira, Insignia и Meriva.
На пике производства здесь выпускали более ста тысяч автомобилей в год, а суммарный объем всех моделей GM, собранных в Калининграде, превысил 600 тыс. экземпляров! Но все изменилось в одночасье, когда в 2015 году американский концерн принял политическое решение полностью остановить производство и продажу своих массовых автомобилей в России.
Фото: Виталий Белоусов / Фото ИТАР-ТАСС
«Автотору» пришлось заморозить половину мощностей и сократить около 500 человек персонала, а последующее расширение сотрудничества с Hyundai и Kia компенсировало эти потери лишь отчасти.
Резиденты Северной столицы
К середине «нулевых» дела у General Motors в России шли настолько хорошо, что концерн решился на строительство собственного завода. Местом был выбран Санкт-Петербург: в 2006 году в районе Шушары началось возведение новой фабрики. И пока оно продолжалось, GM отрабатывал логистику и готовил персонал на заводе «Арсенал» в Петербурге — там с 2007 года крупноузловым методом собирали Opel Antara и Astra, а также Chevrolet Captiva.
Фото: Антон Ваганов / ТАСС
Торжественное открытие завода в Шушарах состоялось 7 ноября 2008 года. Расчетная мощность составляла до 70 тыс. машин ежегодно, и уже к 2011 голу она была почти достигнута: собрать удалось более 60 тыс. экземпляров. Упор был сделан именно на массовые модели — все те же Cruze, Captiva, Antara и Astra.
Однако вскоре выяснится, что General Motors проморгал изменения на рынке. Как раз в те годы начинался расцвет «бюджетников» новой волны (Solaris и ему подобные), адекватного ответа на которые у американцев не нашлось. Седан Chevrolet Cobalt узбекской сборки отклика у покупателей не нашел, престарелая модель Aveo переехала из Калининграда на конвейер «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде, но тоже потихоньку сдавала позиции.
Фото: General Motors
Чем могла закончиться эта история, мы в любом случае уже не узнаем, ведь завод в Шушарах был закрыт в том же печальном для GM 2015 году и законсервирован. И простоял он так следующие пять лет, пока площадку не купил Hyundai.
Планируется, что в будущем там начнут выпускать широкую линейку моделей, минувшей осенью шло переоборудование цехов — но, по некоторым данным, общее состояние фабрики оказалось удручающим и потребовало больших вложений. Как будет развиваться ситуация в новой реальности, когда простаивают даже основные конвейеры Hyundai, предсказать сложно.
Бизнес Шредингера
Прогремев по всем возможным новостям словами об уходе из России, General Motors на самом деле никуда не ушел. Обязательства по гарантийному обслуживанию массовых моделей соблюдались в полном объеме, поставки запчастей шли без перебоев, а дилеры как ни в чем не бывало торговали новенькими автомобилями.
Фото: Shutterstock
Правда, это были уже чистокровные «американцы» — Chevrolet Tahoe, Camaro и Corvette, а также «Кадиллаки» всех мастей. Последним громким дебютом стал роскошный Escalade нового поколения, а кроссовер Chevrolet Trailblazer даже обозначил готовность GM вернуться в более демократичные сегменты.
Но, судя по всему, теперь этим планам не суждено сбыться: в долгой истории больших вложений, успехов и неудач General Motors на российском рынке ставится точка. Хотя мы не исключаем, что GM еще вернется.
- Восемь доступных внедорожников и кроссоверов: цены, наличие у дилеров
- Автомобильный мир Кубы: мифы и реальность
- Какие китайские машины продают со скидками: модели, комплектации, цены
Источник: www.autonews.ru