Авто новости

BMW и «Мерсы» там гниют годами. Гуляем по штрафстоянке, где забыли машины

Почему некоторые эвакуированные машины никто не забирает и что с ними собираются сделать. Репортаж с московской штрафстоянки

Спецстоянка для эвакуированных за нарушение правил парковки автомобилей — неприятное дополнение к административному штрафу. В Москве чаще всего увозят автомобили, когда они создают потенциальную опасность на дорогах или провоцируют заторы. Если водитель оставит машину на пешеходном переходе, остановке общественного транспорта, на трамвайных путях, в тоннеле, на проезжей части или в других местах, где запрещены остановка/стоянка, это создает не только риск ДТП, но и высокую вероятность потери машины.

Впрочем, есть и неоднозначные ситуации. Например, если остаться формальным собственником машины после ее продажи (когда покупатель затягивает с постановкой на учет), есть риск поплатиться за ошибки нового владельца. При этом поиски реального собственника могут занять годы, а счет за каждый день хранения автомобиля на стоянке будет только расти. А если на спестоянку увезут машину, чей собственник задолжал приставам, без оплаты свое имущество вернуть тоже не получится.

В такую сложную ситуацию недавно попал бывший, как он думал, владелец ржавых «Жигулей». В 2015 году он продал автомобиль, а новый покупатель машину на себя в ГИБДД не перерегистрировал. В итоге автомобиль попал на штрафстоянку Администратора московского парковочного пространства (АППП) в Москве и застряла там на годы. Когда собственника чудом нашли, уже в 2021 году ему выставили счет на 1,5 млн рублей — именно столько накопилось за все время хранения автомобиля. Корреспондент Autonews.ru отправилась на штрафстоянку АМПП в Москве на проезде Энтузиастов, чтобы выяснить, почему машины могут храниться там месяцами и почему их никто не забирает.

Тюрьма для автомобилей

Добраться до штрафстоянки АМПП на шоссе Энтизиастов — уже наказание для тех, кто неожиданно лишился машины. Придется ехать либо на старой электричке в сомнительной компании, либо идти пешком. Есть еще вариант с каршерингом или такси — на таком транспорте с 10 утра чаще всего подъезжали собственники, чтобы вызволить свои автомобили.

Проштрафившиеся машины, оклеенные зеленой лентой, сюда попадают на зеленых же эвакуаторах, которые снуют через железные ворота туда-сюда. Всего за 20-30 минут такие заходы совершили с десяток эвакуаторов. И почти на каждом — машина каршеринга или такси.

Как уточнили сотрудники, «каршеринги» обычно забирают сотрудники сервиса, а не автомобилисты. Им потом придется заплатить за эту вынужденную услугу дополнительный штраф в рамках пользовательского соглашения.

Пройти на территорию штрафстоянки могут только владельцы автомобилей, поэтому пришлось подождать оформления пропуска.

Внутри административного здания штрафстоянки АМПП — все современно. Много окошек, есть терминалы для оплаты, а также аппараты, где можно купить перекусить, туалеты и даже детский уголок. Всего несколько лет назад о таких удобствах на таких спецстоянках нельзя было и мечтать.

Далее через пост охраны выходим на огромную площадку, на которой расположились сотни автомобилей. Вместимость этой точки — более 700 машиномест. Для удобства транспорт ставят по секторам: есть зона для мотоциклов и мопедов (их чаще всего забирают у нетрезвых водителей, а не за нарушение парковки), для такси и каршеринга, автобусов и самых «свежих» автомобилей, за которыми, скорее всего, владельцы приедут совсем скоро. Меня же в первую очередь интересуют автомобили, которые по каким-то причинам надолго застряли в этом странном месте: месяцы и даже, возможно, годы. Таких здесь очень много.

Как узнать, что машину эвакуировали

Далеко не все собственники быстро приходят за своими автомобилями, рассказали в АМПП. При этом современный житель мегаполиса может быстро отследить пропажу и понять, что машину эвакуировали.

Если данные о машине занесены в приложении «Парковки Москвы», при помощи которого водитель оплачивает платную парковку, собственник получит уведомление, что автомобиль увезли. Также, если водитель не обнаружит машину на привычном месте, можно позвонить по телефону горячей линии в «Московский транспорт». Там операторы по номеру автомобиля проверят, не увезли ли автомобиль на спецстоянку, а если это так, назовут ее адрес. Решение об эвакуации автомобиля принимают инспекторы МАДИ или ГИБДД.

«Мы же только исполнители, то есть отвечаем за перемещение и хранение. Автомобиль хранится на спецстоянке до того момента, как его заберет владелец. Если владелец долгое время не забирает свое транспортное средство и не интересуется его дальнейшей судьбой, ГКУ «АМПП» обращается в суд для признания автомобиля бесхозяйным. У ГКУ АМПП нет доступа к данным о владельцах транспортных средств, поэтому поиском собственника может заниматься только суд» — рассказали в АМПП, пока я изучала собранные экспонаты.

В зоне «брошенок» — машины на любой вкус. Многие — в хорошем состоянии. Конечно, много старых отечественных «ВАЗов», многие разбиты в ДТП или просто сильно потрепаны.

Но вот — целая россыпь Mercedes-Benz в компании с Land Rover, Jaguar и Audi. Все автомобили в отличном состоянии.

Вперемешку с премиальными автомобилями погнившие Daewoo, древние Niva Chevrolet, средненькие Volkswagen и Kia.

Мы останавливаемся у разъеденного ржавчиной и мхом автохлама, который явно стоит здесь не первый год.

«А что же делать в таких случаях, как владельцев извещают о пропаже?» — интересуюсь я.

«Надо позвонить в call-центр и узнать, что случилось, а еще можно посмотреть информацию на сайте parking.mos.ru, в приложении «Парковки Москвы» или же позвонить в ГИБДД, где также есть информация об эвакуации. Если этого не сделать, эти автомобили здесь будут находиться до тех пор, пока их не признают бесхозяйными в суде», — объяснили в АМПП.

Эвакуировать автомобиль могут за неправильную парковку. Стоимость эвакуации зависит от количества лошадиных сил мотора. К примеру, стоимость перемещения легкового автомобиля с мощностью двигателя от 80 до 250 л.с. составляет 6 450 рублей (действует скидка 25%). А сутки хранения стоят 1 250 рублей (также возможна скидка 25%).

Возможные ситуации, когда собственник может даже не догадываться о судьбе своего автомобиля, в поле ответственности АМПП не входит. Там напомнили, что каждый владелец обязан отвечать и нести ответственность за свою машину. Ведь признание автомобиля бесхозяйным не снимает с собственника обязанности оплатить перемещение и хранение. Оплату будут требовать с того лица, на которое был зарегистрирован автомобиль на момент его эвакуации. Поэтому водителям рекомендуют самостоятельно снимать автомобили с учета в ГИБДД спустя 10 суток после их продажи.

Это не обязательно для бывших владельцев. Но если новый собственник не поставит автомобиль на учет, все штрафы и налоговые обязательства будут продолжать приходить предыдущему владельцу. Поэтому даже если водитель приехал из другого города и не знаком с местными правилами и не зарегистрирован ни в каких московских сервисах, ему придется разобраться в этой схеме и желательно побыстрее.

Тем временем мы набредаем на свадебный лимузин-конструктор. Длинную нелепую машину откатили поближе к автобусам. Даже интересно, при каких обстоятельствах машину отправили на спецстоянку — водитель «на пять минут» припарковался у ЗАГСа, или ездил пьяным?

«Для нестандартного транспорта больших габаритов приспособлены большие эвакуаторы-большегрузы, — кивают в сторону лимузина сотрудники АМПП. — Используется частичная погрузка: машины цепляют за одну колесную пару, а также при необходимости подгоняется специальная тележка для другой оси, если автомобиль стоит на ручнике или имеет полный привод».

Для перемещения легковых автомобилей, оставленных в труднодоступных местах (например, на узких улицах) используют небольшие легковые эвакуаторы. Они тоже работают методом частичной погрузки.

«Если автомобиль долго не забирают, у владельца, например, могут быть проблемы с приставами, и он не может закрыть долги», — предположил ответственный за работу спецстоянки сотрудник, оценивая судьбу лимузина.

По его словам, свободные места здесь есть всегда. Дело в том, что каждый день происходит круговорот: часть кто-то забирает свои машины, места освобождаются и привозят новые.

«В день привозят в среднем 200 машины. И забирают по-разному: 190, 200-210», — рассказали на штрафстоянке.

В АМПП в свою очередь уточнили: более 90% автомобилей по всем спецстоянкам по Москве забирают в первый же день. В этом случае водители платят только за перемещение, оплата за хранение начисляется со второго дня. Для самых распространенных автомобилей (класса В) день на спецстоянке стоит 1250 рублей.

«Невостребованных машин очень мало. И если оплатить перемещение и хранение сразу же, до того, как забрать машину, действует скидка 25%. Тогда хранение для автомобилей класса В будет стоить не 1250, а 937 рублей, перемещение — 4 837 вместо 6 450 рублей», — рассказали в АМПП.

Искать владельца с помощью суда начинают спустя три месяца

Больше всего хочется узнать, как долго на конкретной спецстоянке стоят автомобили, которые почему-то не забирают водители. Также интересует смысл столь долгого хранения и последующая судьбы машин, которых признают бесхозными. Некоторые автомобили выглядят так, что точно стоят здесь значительно больше года.

Для забытых машин выделена отдельная часть площадки, и все они здесь хранятся более трех месяцев. Это именно тот срок, после которого, согласно законодательству, сотрудники АМПП получают право обращаться в суд с запросом признать такие автомобили бесхозными.

Таким образом, если машина находится здесь 30 дней, за нее придется заплатить более 30 тыс. рублей. При этом некоторые автомобили хранятся явно дольше.

«У нас нет данных о владельцах транспортных средств и доступа к базам ГИБДД, мы не можем и не должны искать владельцев, — объяснили в АМПП. — По закону, если машина стоит более трех месяцев, можно обращаться в суд. Там проводят свое разбирательство».

Пока идет разбирательство, машина стоит на спецстоянке. И если в итоге понятно, что связи с владельцем нет, или его не нашли, машина признается бесхозяйной, она идет на реализацию через систему аукциона.

Здесь есть несколько вариантов в зависимости от технического состояния автомобиля. Он может быть на ходу — тогда на нем можно будет ездить; автомобиль может быть в удовлетворительном состоянии, но ездить на нем нельзя, зато можно использовать его отдельные части. Например, снять и продать фары. Либо же машина окажется в таком состоянии, что ее можно только утилизировать. Перед этим проходит независимая экспертиза, которая должна признать, что автомобиль не пригоден к использованию.

В процессе беседы мы проходим по рядам, где стоят несколько старых машин Mercedes родом из 90-хх. Сотрудники во время съемки просят замазать номера, чтобы информацией не воспользовались мошенники и не начали предлагать разные махинации, чтобы вызволить автомобили со спецстоянки.

Бесхозные автомобили и аукционы

Если суд находит владельца, то отправляет ему уведомление о том, что машина находится на штрафстоянке и что за ней числится штраф. Сколько будет идти суд — столько времени и будет стоять машина на парковке. При этом часто получается так: если собственник понимает, что сумма огромная, он просто не забирает автомобиль. И тогда АМПП придется с ним судиться.

Как забрать машину со спецстоянки

Чтобы вызволить свой автомобиль со спецстоянки АМПП, нужно иметь документы на автомобиль и разрешение от инициатора задержания: МАДИ или ГИБДД, а если были сложности с приставами, то получить разрешение и от управления ФСПП.

«Если машину увезли, нужно узнать, кто ее задержал, — объяснили в АМПП. — Если это МАДИ, то прямо здесь у нас есть их окна, то есть можно получить разрешение, чтобы забрать машину прямо здесь, — рассказывают на спецстоянке на проезде Энтузиастов. — Граждане приезжают, получают талончик, разрешение и подходят с талончиком к нам. На основании этого разрешения мы выдаем машину».

Если водитель хочет оплатить услугу по хранению со скидкой в первый же день задержания, он платит прямо в терминале. Если желания или возможности оплатить сразу у него нет, ему выдают квитанцию на оплату услуги перемещения и хранения в полном объеме.

Важно, что все штрафы по линии ГИБДД или МАДИ водитель оплачивает отдельно. А чтобы получить скидку на услуги АМПП, оплатить их нужно сразу. На оплату дают 60 дней, после чего сумма будет расти.

Один из водителей недавно пожаловался utonews.ru, что ему отказывались выдавать машину на одной из стоянок АМПП без оплат услуг стоянки.

Принудить к оплате водителя не могут. Иногда бывает, что водители не понимают, что сначала необходимо получить разрешение на возврат автомобиля от МАДИ или ГИБДД, и сразу приезжают на спецстоянку. Еще некоторые оставляют в машине документы. 

Чтобы их получить, нужно прийти с паспортом и ключами от машины, написать заявление о вскрытии и указать данные о документах. Тогда машину откроют в присутствии сотрудника стоянки, водителю выдадут его документы, с которыми он может пойти за разрешением забрать машину.

В целом посещение спецстоянки вызывает противоречивые чувства: с одной стороны блокирующие проезд машины и автомобили нетрезвых водителей необходимо эвакуировать и наказывать за эти грубейшие нарушения ПДД. Скорость и удобство выдачи машин за последние годы выросли в разы по сравнению с прежними унизительными для водителей условиями. С другой стороны, привязка стоимости эвакуации к мощности мотора выглядит необоснованной. Как и попытки взыскать деньги с автомобилистов, которые даже не знают, что машина годы простояла на штрафстоянке или же не могут разобраться с судебными приставами.

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика