Авто новости

Функциональные аналоги, но не взаимозаменяемые – чем тосол отличается от антифриза

фото: tarantas.news

Эксперты объяснили, чем тосол отличается от антифриза

Что такое тосол, какую функцию он выполняет в автомобиле, и чем он отличается от антифриза. На эти вопросы ответили эксперты портала «Autonews».

Итак, тосол — это охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, которая была разработана в СССР в конце 1960-х годов. Слово «Тосол» изначально писалось как «ТОСол», что происходит от «технология органического синтеза» с добавлением «-ол», характерного для названий спиртов, например, этанол или метанол. В составе тосола имеется этиленгликоль, благодаря которому рабочая жидкость не замерзает при низких температурах, в отличие от воды, которую ранее использовали в системе охлаждения.

В первую очередь тосол необходим для отвода излишнего тепла от двигателя к радиатору. Также он служит теплоносителем для системы отопления салона автомобиля. Тосол функционально аналогичен современному антифризу, хотя эти продукты и не являются взаимозаменяемыми.

Наиболее известной модификацией тосола является Тосол АМ40 — данная модификация является последней из выпущенных (1970-й год) и наиболее распространенной по сей день. Аббревиатура «АМ» означает «автомобильный модифицированный». Эта версия отличается улучшенными характеристиками по сравнению с базовым Тосол-А40 и соответствует ГОСТ 28084–89.

Основные технические параметры включают:

  • Температура кипения: не менее 100 градусов Цельсия.
  • Температура замерзания: не выше -40 градусов Цельсия.
  • Набухание резин: не более 5%.

На рынке многие производители технических жидкостей используют марку «Тосол», но фактические характеристики продукта могут не соответствовать заявленным. Для уточнения свойств конкретного продукта рекомендуется обращаться к тестовым данным.

Отдельно стоит отметить Тосол-АМ65 — это охлаждающая жидкость, предназначенная для спецтехники в условиях Крайнего Севера, с температурой замерзания -65 градусов Цельсия. Она практически не используется в гражданской технике из-за высокой цены и избыточных характеристик. В СССР эта жидкость поставлялась на северные автобазы ограниченно.

Чем тосол отличается от антифриза

Термин «антифриз» (от англ. antifreeze, что буквально переводится как «противозамерзающий»), так же, как и тосол, стал нарицательным названием. И, несмотря на то, что тосол, по сути, является его подвидом, принято считать, что антифризы — более современная группа охлаждающих жидкостей. В названиях автомобильных антифризов используется буквенный индекс G, например, G11, G12 и т. д.

Несмотря на то что и тосол, и антифризы с G11 по G12++ основаны на этиленгликоле, их состав присадок сильно различается. Самые передовые антифризы, как например, G13, уже используют в основе пропиленгликоль. Это означает, что использование устаревшего тосола в системе охлаждения современного автомобиля быстро приведет к ее поломке.

Основные отличия тосола от антифриза заключаются в следующем:

Антикоррозийные, антивспенивающие и другие защитные свойства. Тосол изначально не предназначался для защиты системы охлаждения, в то время как антифризы не только отводят тепло, но и защищают радиаторы, патрубки, помпу и другие элементы от коррозии и различных воздействий.

Температура кипения. Современные охлаждающие жидкости имеют температуру кипения около 115–120 градусов, в то время как у тосола эта температура составляет примерно 100–110 градусов. Эти данные актуальны при работе жидкости под давлением в системе охлаждения, обычно около 1–2 бара.

Теплопроводность. Единственный параметр, где тосол превосходит антифриз, благодаря отсутствию в его составе защитных присадок, создающих пленку на поверхности соприкосновения жидкости с деталями системы, что обеспечивает более эффективный отвод тепла.

Срок службы. Классический тосол теряет свои свойства после пробега 50–80 тысяч километров или, примерно, после 3 лет эксплуатации. Современные антифризы зачастую заливают на весь срок службы автомобиля, который может достигать до 250 тысяч километров. Конечно, даже «вечный» антифриз в целях профилактики рекомендуют менять с интервалом в 100–150 тыс. км или 5–7 лет, но даже при таком подходе стабильность свойств тосола и антифриза несопоставима.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика