Авто новости

Модели советских автобусов: когда появились первые автобусы в СССР

Более ста двадцати заводов в СССР выпускали свои автобусы. Рассказываем, какие из них вошли в историю отечественного автопрома

ЗиС-154

ЗиС-154

ЗиС-154
(Фото: autowp.ru)

После окончания Великой Отечественной войны на Заводе им. Сталина стали выпускать новый ЗиС-154. Эта большая городская машина появилась в 1946 году. Автобус вагонной компоновки оснастили американским двухтактным 4-цилиндровым дизелем GM мощностью 110 л.с. Затем стали использовать советскую копию — ЯАЗ-204. Кузов вагонного типа частично изготавливали из алюминия. Автобус вмещал 60 человек, посадочными были 34 места.

Городская машина расходовала до 65 л топлива на 100 км, была очень дымной и сложной в производстве. В 1950 году ЗИС-154 сменил более простой ЗИС-155 с бензиновым двигателем спереди.

ГЗА-651

ГЗА-651

ГЗА-651
(Фото: autowp.ru)

В 1949 году с конвейера Горьковского завода автобусов (ГЗА) сошел ГЗА-651 — одна из самых массовых моделей в СССР. Кузов этого капотного автобуса был выполнен из дерева. Вместимость автобуса — 23 пассажира, сидячих мест — 19. У него была характерная форма с узкими вертикальными окнами и крупными боковыми дверями.

Двигателем автобусу служил бензиновый агрегат объемом 3.5 литра, мощность мотора составляла 70 л с. Трансмиссия стояла механическая с четырьмя передачами. Знаменитые ГЗА-651 использовали в течение нескольких десятилетий как в городах, так и в сельской местности. Их производили полтора десятка заводов во всех концах огромной страны.

ПАЗ-651

ПАЗ-651

ПАЗ-651
(Фото: autowp.ru)

Модель 651, известная как «советская коробочка», была выдающимся примером унификации в советской автомобильной промышленности. Первый автобус этой модели был произведен на Горьковском автозаводе в 1952 году. Позже инициативу подхватили и другие города СССР.

Автобус собирался на шасси ГАЗ-51. В салоне было 19 сидячих мест, всего могли расположиться 23 пассажира. За основу создания ПАЗ-651 взяли особое шасси ГАЗ-51И. Оно отличалось более мягкими задними рессорами, четырьмя амортизаторами, устанавливавшимися на переднем и заднем мостах (против двух передних у базовой модели), и удлиненной на 735 мм в задней части рамой. Еще, в отличие от ГАЗ-51И, кузов грузовика был полностью металлический.

«Коробочку» применяли от военных частей до городских маршрутов. А воспроизвести ее нехитрую конструкцию можно было практически в кустарных условиях, использовав повсеместно распространенное грузовое шасси ГАЗ-51.

ЛАЗ-695

ЛАЗ-695

ЛАЗ-695
(Фото: autowp.ru)

Это один из самых массовых городских автобусов Советского Союза. Его сделали под влиянием немецких образцов на автобусном заводе Львова в 1956 году. В конструкции ЛАЗа впервые в отечественной практике была применена интегральная система с несущим основанием кузова. Подвески на продольных рессорах с корректирующими пружинами обеспечивали плавность хода. На автобус устанавливался бензиновый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. Этого хватало, чтобы автобус разгонялся до 90 км/ч. Ресурс двигателя до капитального ремонта составлял 350000 километров. Тип трансмиссии — механическая кпп с пятью передачами.

Для пассажиров были предусмотрены две двери. Общая численность пассажиров — 67 человек, сидячих мест — 33. ЛАЗ-695 постоянно модернизировался и собирался до 2010 года.

ПАЗ-3201

ПАЗ-3201

ПАЗ-3201
(Фото: autowp.ru)

Основой для конструкции автобуса стал ГАЗ-66. Отличием от 66-го было то, что машина вместимостью 28 мест смогла сохранить сдвоенный тип задних колес. Уровень дорожного просвета полноприводного автобуса не отличался от обычного и составлял 265 мм. Силовая установка стандартной конструкции выдавала мощность 115 л.с.

Особенностью полноприводной версии было наличие заднего моста с дифференциалом повышенного трения. Предельная скорость составляла 80 км/ч. Повышенный центр тяжести ПАЗ-3201 способствовал уменьшению боковой остойчивости, что создавало риск опрокидывания при перегрузках. Поэтому места для стоячих пассажиров в автобусе не предусматривались. Однако по факту перевозкой до 40 пассажиров занимались практически повсеместно.

Икарус-180

Икарус-180

Икарус-180
(Фото: autowp.ru)

В середине 60-х годов в СССР появились новые сочлененные автобусы особо большой вместимости Икарус-180. Востребованность в подобных автобусах была обусловлена развернувшимся строительством новых микрорайонов и стремительным ростом населения крупных городов. Модели ЛиАЗ-677 и ЛАЗ-695 уже не справлялись с объемами пассажирских перевозок. Сочлененный Икарус же отличался просторным салоном и стал своевременным решением для развивающейся транспортной системы.

Кузов автобуса имел четыре двери вагонного типа с несущим основанием. Автобусный прицеп присоединялся к тягачу посредством шарового шарнира. Одну и другую части автобуса снаружи соединял пылевлагонепроницаемый (дерматиновый) тамбур-гармошка. Для управления прицепом использовались продольные рулевые тяги. Они соединяли ось прицепа с шарниром тягача. Из-за места сочленения автобуса, которое напоминало растягивающиеся меха гармони, автобус неофициально получил название «Гармошка».

Икарус-180 стал первым в стране сочлененным автобусом с гигантской паспортной вместимостью — 169 пассажиров при 37 посадочных местах. На машинах этого семейства, в отличие от советских автобусов, ставили дизели рабочим объемом 10,35 л мощностью 192 л.с. Всего в СССР завезли более 150 тысяч венгерских автобусов, последние — уже в 1990-е, когда отечественный автопарк стал стремительно меняться.

ЗиС-127

ЗиС-127

ЗиС-127
(Фото: autowp.ru)

Потребность в подобной машине возникла в послевоенный период, когда на фоне общего промышленного подъема в стране, строительства новых шоссейных дорог росли и пассажирские междугородные перевозки.
За основу машины приняли схему классических американских автобусов, а кузовные профили взяли такие же, как у автобусов ЗиС-154 и ЗиС-155. Да и технология сборки автобуса ориентировалась на ту, что использовалась на ЗиСе.

Привязанность к базовым моделям не помешала заводу создать вполне современный лайнер, который получил у водителей прозвище «король трассы». Он мог обгонять даже легковые автомобили, набирая при этом скорость до 130-140 км/ч. Пассажировместимость — 32 места.

ЗиС-127 был первым советским автобусом с гидроусилителем руля. В передней подвеске применялся стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа. Рессоры крепились к кронштейнам через резиновые подушки. В коробке передач использовался насос для смазки угловой зубчатой пары, а для лучшего охлаждения коробки ее боковая крышка выполнялась с оребрением, как на цилиндре мотоцикла.

ЛиАЗ-5256.05

ЛиАЗ-5256.05

ЛиАЗ-5256.05
(Фото: autowp.ru)

В конце 1980-х гг. в СССР попытались создать и запустить передвижные столовые. Одним из первых появился заводской кафе-мобиль ЛиАЗ-5256.05.

Передвижное кафе для выездной торговли было разработано на базе автобуса ЛиАЗ-5256 с двухдверным кузовом. В салоне машины оборудовали четыре рабочих места. В комплект также входили выносные столики с навесами. Обе двери были сделаны одностворчатыми распашными. На месте средней двери и соседнего оконного проема обустроили витрину с откидным навесом, подход к которой обеспечивался посредством приставных ступеней.

Машина стала результатом работ НТЦ ЛиАЗа по расширению семейства новых автобусов, но так и осталась лишь опытным образцом, изготовленным в 1990 году.

Читайте также:

Все о самом большом самосвале БелАЗ 75710: характеристика, цена, фото

ТОП-9 лучших микроавтобусов: характеристики и фото

Дизайнер показал, как станут выглядеть туристические автобусы в будущем

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика