Канадская компания Miller, авторитетный производитель техники для работы в шахтах, уже не первый год занимается постройкой подземных транспортеров на основе классических Крузаков. Эти машины работают в шахтах по всему миру — в том числе и в России. Стоял подобный аппарат и на прошедшей в Москве «горной» выставке MiningWorld. Вот только какие теперь перспективы у подобной техники в нашей стране сейчас?
Выглядит машина серьезно. Конкретно эта модификация представляет собой универсальный грузопассажирский транспортер. За двухместной кабиной располагается закрытый алюминиевый модуль, рассчитанный на четверых человек. Жесткого соединения модуля с кабиной тут нет, но внутри предусмотрено специальное окошко, покрытое снаружи термостойким эластичным материалом.
Открытый отсек сгодится и для пассажиров, и для перевозки груза
Сзади — открытый отсек. Там могут разместиться еще четыре человека, либо его можно использовать в качестве грузовой платформы. Всего на борт эта машина с мощными 11-листовыми рессорами в задней подвеске может взять до тонны. При этом и кабина, и отсек за ней защищены каркасом из мощных стальных профилей — например, от обвалов камней.
В движение все это приводится традиционным тойотовским атмосферным шестицилиндровым дизелем с механическим ТНВД. При объеме 4,16 литра он выдает 130 л.с. Коробка передач — пятиступенчатая «механика». И это, кстати, один из недостатков данной техники: все же на «автомате» с гидротрансформатором трогаться в крутые подъемы сподручнее, а так сцепление рискует превратиться в расходник. Привод, разумеется, тут подключаемый полный, с понижайкой. В заднем мосту установлен дополнительный самоблокирующийся дифференциал.
Интересная особенность этой машины — тормозная система, а точнее, ее настройка. По сути, при любой остановке автомобиль автоматически ставит себя на ручник. И чтобы с него сняться, нужно нажать на красную кнопку-выключатель на панели. Может, и неудобно, зато безопасно.
Само собой, в гамме компании Miller есть и другие версии таких Крузаков. Это и полностью грузовые, и полностью пассажирские машины, техника с кранами, подъемниками и даже установками для проведения взрывных работ…
Сейчас в разных шахтах и разработках в России трудится более сотни подобных машин в разных вариантах. Но, вероятно, в ближайшее время с поставками, по крайней мере официальными, в нашу страну фирменной японско-канадской техники будут проблемы.
Впрочем, в нашем представительстве фирмы Miller пока тревогу не бьют — и ориентируются на рынки соседних стран. К примеру, крупную ставку там делают на Казахстан, Киргизию и другие государства СНГ, которые не находятся под санкциями. Возможно, они сумеют хотя бы частично компенсировать (временную?) потерю нашего рынка. При этом стоимость подземных транспортеров остается неизменной — в долларах, конечно. Так, цены стартуют с отметки 100 тысяч «зеленых», что по нынешнему курсу составляет порядка 7,2 млн рублей.
Источник