Старейший из ныне действующих автомобильных заводов нашей страны, Горьковский, введен в строй 1 января 1932 года — 90 лет назад. По меркам лонгевизма даже для человека это не возраст, не то что для крупного предприятия. И все же в летописи отечественного автопрома это заметная веха. Совсем не хочется говорить о юбиляре хрестоматийно. И не буду. Расскажу о том, что по-настоящему удивило.
ГАЗ — не ГАЗ
А вы знали, что аббревиатуру ГАЗ в СССР впервые ввели 19 февраля 1919 года — и не в городе Горьком, который тогда еще был Нижним Новгородом, а в Москве?
Аббревиатуру ГАЗ в 1919-м присвоили национализированной фабрике АО «Дукс Ю. А. Меллер», располагавшейся на столичном Ямском Поле, — она стала Государственным авиационным заводом №1 (ГАЗ №1). Всего же ГАЗов в молодой Республике Советов было пять.
А автомобильный завод в Нижнем Новгороде с момента ввода в строй 1 января 1932 года именовался НАЗ — Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. На радиаторах первых полуторок выведены именно эти три буквы. Но на первых легковых машинах, выпущенных 8 декабря 1932 года, красовалась уже затейливая вязь «ГАЗ». Ведь 7 октября 1932 года Нижний Новгород переименовали в честь «буревестника революции» писателя Максима Горького. А 18 октября приказом по заводу №376 предприятие назвали… нет, не Горьковским автозаводом, как принято думать. А Государственным автомобильным заводом имени В. М. Молотова в г. Горьком. Наверху все же смекнули, что именовать завод сразу в честь двух видных деятелей будет чересчур: горьковский имени Молотова?
Интересно, что оба раза использованы псевдонимы. Ведь Горького на самом деле звали Алексеем Пешковым, а Молотов — партийная кличка большевика Вячеслава Скрябина.
Своим теперешним смыслом аббревиатура ГАЗ наполнилась только 13 декабря 1957 года (приказ по заводу №328) после известных событий с разоблачением фракционной антипартийной группы, куда входили Молотов, Каганович, Маленков, Ворошилов, Булганин, Первухин, Сабуров и примкнувший к ним Шепилов. Имя Молотова стерли отовсюду, и автозавод стал называться Горьковским. Точнее, это теперь был Горьковский государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени автомобильный завод.
Стройка вопреки
Договор с Фордом был подписан 31 мая 1929 года. Он предусматривал возведение завода мощностью 30 тысяч легковых и 70 тысяч грузовых автомобилей в год. Осенью 1929-го Высший совет народного хозяйства, ВСНХ, принял решение о расширении выпуска легковых машин до 50 тысяч. Это увеличивало капитальные затраты на строительство всего на 3 млн рублей, зато выпуск продукции в денежном выражении вырастал сразу на 30 миллионов рублей. Для сравнения: генеральная смета Нижегородского автозавода составляла 111 млн рублей. Впрочем, через семь месяцев смета разбухла до 251 миллиона. Гладко было на бумаге…
Закладка первого камня в фундамент будущего завода 2 мая 1930 года
Стройка обнажила все недостатки социалистического хозяйствования. Автострой погряз в спорах с Металлостроем, ВСНХ — с ВАТО. Руководство подменялось говорильней и штурмовщиной. Катастрофически не хватало механизмов и транспорта. Поставлялись низкосортные стройматериалы, а ценные гробились или разворовывались. Указания американских спецов игнорировались по идейным соображениям. Рабочие, едва нанявшись, сбегали от неустроенного быта (два года им обещали теплые бараки, фабрику-кухню, баню и прачечную). Бежали и обученные за валюту у Форда специалисты — чтобы вернуть их в Нижний, потребовалось отдельное постановление ЦК ВКП(б). Все это сдвинуло сроки сдачи строительства с намеченного 1 августа на 1 ноября 1931 года. То есть всего на три месяца. Сопоставим: КАМАЗ в 1970-х строили вместо запланированных четырех лет почти шесть.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Источник