Когда автомобиль был ещё крайне несовершенной «керосинкой» и многими воспринимался как технический курьёз, военные многих стран сумели оценить его потенциал. И очень быстро автомобили были массово призваны на службу
Великая Отечественная война. Южный фронт. Экипаж советского бронеавтомобиля БА-10: старший сержант Е.П.Эндрексон, сержант В.П. Поршаков, Т.Д. Деренко и овчарка Джульбарс.
(Фото: Эммануил Евзерихин / Фотохроника ТАСС))
БА-64
Самым массовым бронеавтомобилем Красной армии периода Великой Отечественной войны стал разработанный в Горьком в конце 1941 года броневик БА-64. Машина была построена на шасси армейского внедорожника ГАЗ-64 и фактически представляла собой бронекапсулу из броневых листов толщиной 6-12 мм, установленную на шасси ГАЗ-64 и вооруженную 7,62 мм пулеметом ДТ.
Броневик весил 2,3 тонны, оснащался бензиновым мотором мощностью 50 л.с. и мог разгоняться на шоссе до 80 кмч. Экипаж состоял из двух человек — водителя и пулеметчика. Главными достоинствами броневика были его дешевизна, массовость и ремонтопригодность. Выпуск машины начался на ГАЗе весной 1942 года и вскоре броневики встречались практически во всех частях Красной Армии.
Фото: commons.wikimedia.org
В отличие от 1941 года броневиком не пытались латать дыры на фронте и использовали строго по назначению — как разведывательную машину и как высокомобильную огневую точку, способную поддержать пулеметным огнём разведчиков или пехотинцев и быстро покинуть опасный участок. БА-64 был прост в управлении и практически любой призывник с водительскими правами в кратчайшие сроки осваивал премудрости управления. Эта бронемашина стала одним из символов Победы, пройдя все без исключения фронтовые дороги от Сталинграда до Берлина и была снята с производства в 1946 году, разойдясь по свету тиражом более 9 тысяч экземпляров.
Фото: commons.wikimedia.org
«Бардак» для СССР
Не было в Советской Армии более любимого и популярного бронеавтомобиля, чем знаменитый «бардак» — БРДМ. Боевая разведывательно-дозорная машина была разработана в середине пятидесятых годов и в 1957 году на Горьковском автозаводе начался выпуск БРДМ-1.
Главным достоинством машины была её фантастическая проходимость, ведь помимо полного привода она имела четыре опускаемых колеса с цепным приводом и теоретически могла проехать там, где проходили только танки. Но из-за слабого 85-сильного двигателя 5,6-тонной бронемашине не всегда удавалось реализовать заложенную конструкторами проходимость. Да и вооружение из одного 7,62 мм пулемета было явно слабым. Больно «ужалить» врага таким оружием вряд ли получилось бы, однако до 1966 года ГАЗ выпустил более 10 тысяч БРДМ-1.
Фото: commons.wikimedia.org
Несмотря на считавшееся неплохим в пятидесятые годы бронирование в 7-11 мм, возможность плавать со скоростью 9 км/ч и брать десант из трех человек, уже в конце пятидесятых годов газовские конструкторы начали разрабатывать улучшенный вариант машины. Которая получила название БРДМ-2, ее серийный выпуск начался на ГАЗе в 1963 году.
Горьковчане улучшили абсолютно все ключевые параметры машины: толщина лобовой брони выросла до 14 мм и теперь поразить её в лоб из обычного стрелкового оружия было почти невозможно. Мощность двигателя составляла 140 л.с., а максимальная скорость увеличилась до 95 км/ч и 10 км/ч на плаву. Но самое главное, БРДМ получила башню с 14,5 мм крупнокалиберным пулеметом Владимирова.
Этот самый мощный пулемет в мире гарантированно мог поражать легкобронированные цели на дальности 2 км, а живую силу противника уничтожать на дальности до 4 км. Не случайно, все бронемашины стран НАТО 70-80-х годов проектировались с учетом возможности противостоять бронебойным пулям пулемета Владимирова.
Фото: commons.wikimedia.org
«Бардак» обоих поколений, благодаря своим массовым поставкам в другие страны, принял участие практически во всех военных конфликтах произошедших с шестидесятых годов и по наше время. К сожалению, пришлось машине повоевать и на просторах бывшего СССР.
В России машина хоть и остается пока на вооружении, но уже заменяется более современной техникой. А вот в армиях других стран она будет служить ещё очень долго. Потому что достойную альтернативу — такую же недорогую и простую в эксплуатации, — на оружейном рынке надо ещё поискать. Так что «бардак» вполне может дожить в некоторых странах до своего столетнего юбилея. Что лишний раз говорит о том, насколько незаурядную и вневременную боевую машину создали конструкторы ГАЗа в середине 50-х годов.
Источник: www.autonews.ru