Уже практически стерлись из памяти времена, когда столичные улицы были наполнены разношерстными маршрутками всех видов — они гоняли по дорогам, наводя ужас на пассажиров и водителей легковушек. Сейчас московский транспорт пытается походить на современный, а подвижной состав становится все более стандартизированным, причем вне зависимости от типа и размера машины. К примеру, не так давно мы рассказывали о небольшом автобусе МАЗ для Москвы, который был очень сильно изменен под местные требования. Ну а теперь я познакомился с маршрутным микроавтобусом Ford Transit — для выхода на улицы города ему также потребовались серьезные доработки.
В Москве уже работали Транзиты актуального поколения: в 2016 году в парке одного из частных перевозчиков я видел несколько таких машин. И даже тогда язык не поворачивался называть их маршрутками: они ходили по выделенным полосам, не гоняли, а пассажиров высаживали исключительно на остановках.
Ну а спустя годы контроль над частниками, работающими по контрактам с Дептрансом Москвы, только вырос — поднялись и требования к технике. Тем не менее в середине прошлого года Ford поставил столичным перевозчикам 160 пассажирских автобусов — и они соответствуют уже актуальным московским нормам по подобным машинам.
Голубой овал спереди заменен на светящуюся “улитку” — эмблему московского транспорта
Из них 42 стали частью парка компании Трансавтолиз. У этого перевозчика 244 пассажирские машины, которые работают в основном на маршрутах севера Москвы. Основа парка — большие и средние городские машины, ЛиАЗы и МАЗы. На их фоне новые Транзиты на транспортной площадке выглядят как маршрутки, хотя по уровню оснащенности не уступают более крупным собратьям.
Собственно, построен такой автобус на базе самого длинного и тяжелого Транзита — с задним приводом, 150-сильным 2,2-литровым мотором и полной массой 4,6 тонны. Коробка передач — шестиступенчатая «механика». Конечно, для маршрутной машины больше бы подошел «автомат», но в фордовской гамме его пока просто нет. Впрочем, водители не жалуются: на маленькой машине все равно работать приятнее, чем на большом автобусе.
Еще одно отличие столичных Транзитов — большой информационный указатель над кабиной. Ступенька — стационарная
Интересно, что светло-синий цвет, в который окрашены эти Транзиты, специально «замешивали» на заводе в Елабуге — в основной палитре его на тот момент не было. Ну а все кузовные доработки — дело рук компании СТ Алабуга, родственного предприятия фирмы СТ Нижегородец, расположенного в непосредственной близости от головного завода.
Ручка передней двери закрыта, а с кнопки открывается соседняя сдвижная
Из внешних изменений — обязательная эмблема Московского транспорта на передней решетке вместо голубого овала и передний маршрутоуказатель в своем собственном корпусе. Обращают на себя внимание антенны ГЛОНАСС на крыше, камеры видеонаблюдения (они есть и в салоне) и заглушенные ручки дверей с пассажирской стороны. Передняя распашная дверь отныне играет роль аварийного выхода и при нормальной эксплуатации не используется вовсе, а боковая створка сдвигается с помощью электропривода — с клавиши на передней панели либо с помощью кнопки адресного открывания на кузове.
В салоне — не тесно: отделка кресел — в корпоративных цветах
Зайти в салон помогает широкая ступенька — она не убирается, и водителям нужно быть аккуратными при подъезде к остановкам (говорят, пока ни одной ступеньки не сломали). Внутри — 18 сидений с фирменной синей отделкой: 17 в основной части салона и одно рядом с водителем.
Переднему пассажиру надлежит пристегиваться — увы, не все это делают
Сидящий впереди пассажир обязательно должен быть пристегнут, о чем напоминает табличка на перегородке. Пробраться на это место, кстати, несложно, но по незнанию легко приложиться головой о большой, низко висящий информационный экран — проверено на себе!
Без USB-разъемов для подзарядки гаджетов современный городской транспорт уже и не представить
В основном салоне «ограничений по высоте» не обнаружено. В рамках данного форм-фактора внутри даже просторно, а в дороге можно развлечь себя просмотром информации на том самом экране и даже подзарядить телефон — USB-разъемы для этого установлены на боковых панелях. Кстати, в проходе предусмотрено место и для четырех стоящих пассажиров — поручень закреплен на потолке (реально, конечно же, может набиться куда больше).
На фоне больших автобусов, вроде такого НефАЗа, Транзиты выглядят и воспринимаются как маршрутки
Да и сиденья неплохие. На мой вкус (видимо, для большей компактности), их спинки стоят излишне вертикально, но в короткой поездке это не так важно. Но жесткого негатива заслуживает только одно место в салоне — предназначенное для людей с ограниченной подвижностью или мам с детьми.
Это место получает “джекпот” неудачных компоновочных решений: сидеть тут и неудобно, и небезопасно
Перед ним нет никакой защитной перегородки — предполагается, что сидящий там человек должен обязательно пристегнуть поясной ремень. В реальности же практически никто этого не делает, рискуя при резком торможении улететь далеко вперед. Но и это еще не все. Просто сидеть на этом кресле — та еще мука: добрую часть подушки съедает неказистый корпус привода двери. Разместив сиденье именно так, компоновщики явно пытались побороть сразу много задач, но перехитрили сами себя. Впрочем, работы по исправлению этого решения уже ведутся.
Передняя панель оставлена стандартной, но дополнена большим экраном
Есть и другие недочеты в работе кузовостроителя. Блок дополнительных кнопок врезан в переднюю панель саморезами и выглядит откровенно «колхозно», сам привод сдвижной двери на многих машинах глючит. Боковины, обшитые пластиком, — это несомненный плюс. Но сам материал жесткий, гладкий на ощупь, и в некоторых местах на нем даже появляются трещины… И это при том, что стоимость каждого такого автобуса со всем московским оборудованием куда больше тех трех с небольшим миллионов рублей, которые просят за стандартную комплектацию фордовской маршрутки.
Блок дополнительных кнопок врезан максимально брутально
На этом фоне к самому Транзиту вопросов минимум. На ходу в салоне тихо и тепло (помимо основной, тут есть и дополнительная печка), а на неровностях трясет куда меньше, чем в больших автобусах. А главная проблема, на которую жалуются перевозчики, по сути, одна — клапан EGR: он любит забиваться, особенно по зиме. Если это происходит, автомобиль тут же снимается с линии и отправляется к дилеру — на гарантийный ремонт: машины-то пока новые, да и пробеги у них еще небольшие.
А в этом “сейфе” над дверью спряталось устройство подсчета пассажиров
Но в парке Транзиты все равно считаются любимчиками: у больших автобусов проблемы серьезнее. И если на них сейчас наблюдается недобор водителей, то за руль Форда чуть ли не очередь стоит — и места отдают самым опытным и заслуженным.
Нравятся машины и пассажирам. Правда, при виде маленького автобуса у некоторых из них возникают флешбэки, связанные со старыми маршрутками, — пытаются заговорить с водителем: «Что так медленно едем?» или «Можно ли остановиться „вот тут“?»… Но водители на это уже давно не реагируют — и продолжают следовать по расписанию.
Источник