Водители могут слишком поздно включить поворотник, планируя съехать налево. И даже если сигнал горел, доказать это при ДТП крайне трудно. Эксперты в области ПДД рассказали, когда маневр лучше отложить
Поздно включенный поворотник — повод для инспекторов ГИБДД признать автомобилиста виновником столкновения. Причем даже если поворотник горел, доказать это бывает слишком сложно. Юрист привела распространенную ситуацию, когда действия водителей приводят к ДТП.
«Первый автомобиль поворачивает налево, а второй водитель его обгоняет. Все происходит в разрешенных местах, но при повороте участники движения врезаются друг в друга, — разобрала Соловьева пример из своей практики. — В таких случаях сотрудники ГИБДД выносят постановления как о нарушении ПДД, в которых признают обоюдную вину обоих участников ДТП, так и только поворачивающего налево. Зависит от нюансов каждого дела. То есть один водитель не удостоверился в безопасности маневра, и не предоставил преимущества другому автомобилисту, который следовал прямо. Либо обгоняющий был не вправе производить обгон, если впереди идущий автомобиль подавал заранее сигнал поворота налево».
По словам эксперта, инспекторы ГИБДД крайне редко признают виновниками ДТП одних только обгоняющих автомобилистов.
«Я согласна с тем, что по-человечески, здесь виноваты оба водителя, — рассуждает Соловьева. — Но юридически очень часто виновником оказывается только один. Потому что первый водитель при повороте изменяет направление движения. А некоторые возмущаются, говорят, что уже начали маневр. Но при повороте налево нужно внимательно посмотреть в зеркало заднего вида, и точно убедиться в том, что вас никто не обгоняет».
По словам эксперта, даже водители автомобилей, где установлены снимающие вид сзади видеорегистраторы, обычно не могут доказать, в какой именно момент они включили поворотник.
«При повороте водителя могут признать виновным по ч.1. ст. 12.14 КоАП «Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой», такие нормы содержит глава 8 ПДД [1]» — уточнила Соловьева.
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
Обгоняющему, по словам эксперта, грозит ответственность по ч.4 гл. 12.15 КоАП — «Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения» — нормы прописаны в главе 11 ПДД [2].
Как уточнила Соловьева, последнее актуально при отсутствии разметки. Если же разметка на дороге нанесена — штраф получат оба.
«У нас ведь запрещено обгонять автомобили, которые поворачивают налево. И при поиске виновника для ГИБДД принципиальную роль сыграет то, кто именно начал маневр и включил повоортник. Он и будет прав, а второй — виноват. Но доказать это сложно. Поэтому так важно не торопиться», — предупредила Соловьева.
В свою очередь преподаватель программ теоретической подготовки водителей из автошколы «А — Плюс» из Оренбурга Сергей Самарин уточнил, что в каждой конкретной ситуации все доказательства нужно рассматривать отдельно.
«Если возможно точно убедиться, что водитель поворачивающего налево автомобиля действительно подавал сигнал указателем левого поворота заблаговременно, а водитель красного автомобиля несмотря на это начал обгон, то последний все же будет виноват», — разобрал ситуацию с Autonews.ru Самарин.
Эксперт напомнил, что водителю запрещается производить обгон, если движущийся впереди автомобиль подает сигнал левого поворота (пункт 11.2 ПДД).
Фото: Мобильный репортер / АГН «Москва»
«Если же однозначных доказательств нет, то виноваты оба, поскольку и водитель желтого автомобиля был обязан убедиться в безопасности совершаемого маневра, а при наличии опасности — не осуществлять его и снизить скорость вплоть до полной остановки. На практике рекомендовал бы водителям перестраховываться и пропускать автомобили, совершающие непонятные заранее маневры», — посоветовал специалист в области ПДД.
Ранее эксперты разобрали хитрый маневр, к которому прибегают пропустившие поворот водители.
Источник: www.autonews.ru