Все о ГБЦ: что это, где находится и для чего нужно
О прокладке ГБЦ слышал почти каждый автолюбитель, но далеко не все представляют, что означают эти буквы. Autonews подробно разобрался в вопросе
Фото: Shutterstock
- Что такое ГБЦ
- Устройство ГБЦ
- Неисправности ГБЦ и как их решить
- Часто задаваемые вопросы
Что такое ГБЦ
ГБЦ — это одна из основных деталей двигателя — фактически, верхняя его половина. ГБЦ расшифровывается как головка блока цилиндров.
Как выглядит ГБЦ
Ниже приведена фотография типичной ГБЦ четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. На кадре головка блока перевернута: сверху видны большие круглые отверстия для клапанов, между ними маленькие резьбовые отверстия для свечей зажигания. 4 овальных отверстия ниже — каналы впуска, рядом установлены шпильки крепления впускного коллектора.
Фото: ruud.ru
Далее рассмотрим иллюстрацию типичной ГБЦ с видом сверху (как можно ее наблюдать под капотом).
Фото: avtostore.spb.ru
Здесь головка ВАЗ-21176 (ставится на «Лада XRay») находится в полусобранном состоянии. Сиреневым цветом обозначена непосредственно ГБЦ. Синим и красным — соответственно, впускной и выпускной распредвалы. Также на впускном валу видна большая синяя шестерня с фазовращателем (фазорегулятором), рядом этим же цветом обозначен электронно-регулируемый клапан, который и отвечает за изменение фаз. Голубая широкая деталь, накрывающая весь «бутерброд» — крышка подшипников ГБЦ. В корпусе ГБЦ можно видеть большие круглые отверстия впуска, расположенные рядом маленькие отверстия под форсунки и шпильки крепления коллектора.
Где находится ГБЦ
ГБЦ является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания, являясь верхней его половиной. На примере мотоциклетного 4-цилиндрового двигателя Yamaha R1 очень хорошо видно деление «тела» мотора на две основные половины — блок цилиндров (серебристый, снизу) и головку блоков цилиндра (черная, сверху).
Фото: mototribu.com
Устройство ГБЦ
Если рассматривать головку блока цилиндров как составную часть общей конструкции ДВС, она является сложным узлом, включающем в себя множество деталей. Описание всех их находится за пределами темы данной статьи, поэтому перечислим основные конструктивные нюансы непосредственно головки.
Прокладка ГБЦ
Хоть и является отдельной деталью, но часто подразумевается в составе ГБЦ. Располагается между блоком и головкой, исполняя роль уплотнителя. ГБЦ и блок стягиваются болтами.
Отверстия под болты
Сквозные отверстия, в которые вставляются болты головки блока цилиндров. В самом блоке, соответственно, находятся резьбовые части.
Каналы рубашки охлаждения
Каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость внутри двигателя. Являются сквозными — проходят как через блок цилиндров, так и через головку, сообщаясь на их стыке. Прокладка ГБЦ служит, в том числе, для уплотнения этих стыков.
Камера сгорания
Камера сгорания представляет собой куполообразный (как правило) объем, где и происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Количество камер сгорания соответствует количеству цилиндров.
Объем под цепь (если она есть)
Пространство, необходимое для расположения деталей цепного газораспределительного механизма, включая саму цепь ГРМ.
Фото: proaveo.ru
Отверстия под клапаны и свечи
В камере сгорания есть отверстия под стержни клапанов, места для посадки их направляющих, а также фрезеровки под места прилегания (фаски) самих клапанов. В любой ГБЦ также присутствуют колодцы для свеч зажигания или накаливания.
Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)
Установочные места для гидрокомпенсаторов, если таковые присутствуют в конструкции двигателя.
Фланцы и привалочные плоскости
Всевозможные привалочные плоскости и отшлифованные площадки для установки или подсоединения к головке блока различных узлов и деталей, как то: подшипники скольжения, впускной и выпускной коллекторы, датчики, термостат, клапанная крышка и т.д.
Крышка ГБЦ
Как и прокладка, является отдельной деталью, но часто упоминается в составе головки блока. Прикручивается к ГБЦ и накрывает сверху весь двигатель, являясь его «шапкой». Именно в клапанной крышке расположена видимая часть заливной горловины под масло.
Прочие элементы ГБЦ
Разумеется, перечисленные пункты являются базовыми. В зависимости от конкретного мотора, особенно современного и многоцилиндрового, их количество может быть значительно выше.
Фото: dr1ver.ru
Неисправности ГБЦ и как их решить
Основными предпосылками к ремонту или замене головки блока являются следующие неисправности.
Фото: Shutterstock
Часто задаваемые вопросы
Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?
Одним из признаков пробоя прокладки головки является пузырение в бачке охлаждающей жидкости. Так происходит потому, что газы из цилиндра через пробитую прокладку попадают в контур охлаждения. Параллельно и сама охлаждающая жидкость может проникать в цилиндр: при старте после долгого простоя может наблюдаться белый дым из выхлопной трубы. В антифризе присутствуют следы масла.
Как поменять прокладку ГБЦ?
Без базового набора автослесарного инструмента поменять прокладку головки блока не получится. Тем не менее, процедура проводится из-под капота, и при наличии пары свободных дней и руководства по ремонту, поменять прокладку ГБЦ можно и во дворе. При этом обязательным условием будет присутствие в арсенале динамометрического ключа. Без этого инструмента невозможно затянуть головку правильным моментом. В противном случае крайне вероятна неравномерность затяжки и порча новой прокладки — с последствиями в виде повторной замены в обозримом будущем.
Как правильно затягивать ГБЦ?
Затяжка головки блока цилиндров — важнейший этап в процедуре замены прокладки или самой головки. Притяжка двух основных половин двигателя производится с очень большим усилием и с максимальной равномерностью. Для этого производителем предусмотрена особая процедура затяжки болтов ГБЦ, описанная в руководстве по ремонту. Болты необходимо затягивать в несколько этапов, в определенной последовательности и с определенным усилием на каждом этапе. Выполнить все требуемые условия можно только при наличии динамометрического ключа с соответствующей вилкой моментов.
Читайте также:
Ремни ГРМ: что это, когда менять, как проверить
Все о ГБО в 2024 году: установка, регистрация, штрафы и другое
Транспондер: что это, для чего, как пользоваться
Источник: www.autonews.ru