Автодилеры потребовали от Renault 8,5 млрд руб. за уход из России
Автодилеры потребовали от Renault заплатить им 8,5 млрд руб. за уход из России. Единственной причиной для выплаты компенсации может стать потенциальный возврат в страну до 2028 года, считает источник
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Читайте также
Рейтинги
2 марта
Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом
Номера
10 апреля
Водители пожаловались на «непристойные» номера. Что сказали в ГИБДД
Штрафы
6 марта
В ГИБДД отреагировали на хитрость водителей с ремнями безопасности
Налог на роскошь
13 апреля
Минпромторг опубликовал список облагаемых налогом на роскошь машин
Российские дилеры Renault потребовали от французской компании компенсировать им 8,5 млрд руб. за уход бренда из страны. В такую сумму руководители бывших официальных автосалонов Renault оценили свои общие потери после того, как компания покинула Россию и продала свои активы за 1 евро. Компания тогда также лишилась своей доли в АвтоВАЗе, которая достигала 68%.
Письмо с соответствующими требованиями на имя президента Renault Жан-Доминика Сенара направила ассоциация Российских автомобильных дилеров (РОАД). Информацию об этом Autonews.ru подтвердили в пресс-службе РОАД — там уточнили, что это обращение стало второй попыткой договориться с брендом в досудебном порядке. Если переговоры не дадут результатов, дилеры готовы обращаться в российские суды.
Однако, как заявил корреспонденту Autonews.ru один из бывших топ-менеджеров Renault Group в России, французская сторона вряд ли отреагирует на претензии дилеров. По его мнению, позицию руководителей автосалонов вряд ли поддержат и в правительстве России.
Почему дилеры Renault в России потребовали 8,5 млрд руб.
Свои требования к Renault дилеры объяснили финансовыми потерями и упущенной выгодой после того, как бренд отказался от своих российских активов. Согласно письму (есть в распоряжении Autonews.ru), дилеры оценили приблизительный размер понесенных убытков: 8 481 637 руб. или 94 029 062 евро. Цифры подтверждаются отдельно составленной таблицей.
В сумму компенсации дилеры, в частности, включили приобретение и аренду объектов недвижимости для автосалонов, расходы на приведение помещений в соответствие стандартам бренда, обучение персонала, взятые кредиты на развитие бизнеса. В упущенную выгоду дилеры также добавили убытки из-за прекращения продажи новых автомобилей и машин с пробегом, затраты на обслуживание автомобилей, которые они вынуждены нести из-за отсутствия поддержки производителя, включая гарантийное обслуживание и ремонт.
Дилеры считают, что отказ Renault выполнить их требование приведет к судебным разбирательствам, что, в свою очередь, обернется репутационными потерями для бренда. Кроме того, дилеры уверены, что отказ пойти им навстречу может повлиять на возможность возврата бренда в Россию. Согласно заключенным с российским правительством соглашением компания сохранила за собой право обратного выкупа 68% акций АвтоВАЗа до 2028 года. Годовой отчет Renault, с которым ознакомился корреспондент Autonews.ru, подтверждает, что компания не отказалась от такой возможности.
Фото: Autonews.ru
Шансы на компенсацию минимальны
По словам одного из бывших топ-менеджеров Renault Group в России (он попросил не называть его имя), единственным возможным рычагом воздействия на головной офис Renault в вопросе выплаты компенсации является как раз опцион обратного выкупа 68% акций АвтоВАЗа.
«Тем не менее, я не уверен, что правительство России поддержит дилеров Renault в этом вопросе», — отметил собеседник.
Он признал, что в текущей ситуации дилеры столкнулись с финансовыми потерями. Однако он также указал, что в похожей ситуации оказались практически все европейские автобренды.
«Обычно заработок дилера складывается из четырех порций: продажа новых автомобилей (базовая комиссия, а также бонус по выбранным критериям от производителя), продажа запасных частей, обслуживание клиентов и торговля подержанными автомобилями. В ситуации с Renault (и рядом других иностранных брендов, которые покинули Россию) первый пункт сейчас приносит «ноль». За исключением серого и параллельного импорта из Китая. Также «ноль» приносит и продажа автомобилей бренда с пробегом. В части обслуживания клиентов и обеспечения гарантии дилеры Renault получают поддержку от АвтоВАЗа в лице «LADA Имидж». Но это, вероятно, приносит им значительно меньше, чем 50% от общий прибыли», — отметил источник.
Таким образом, по его словам, дилеры сталкиваются с финансовыми проблемами из-за постоянных затрат, включая финансовые расходы на обслуживание прошлых инвестиций.
«Тем не менее, я не думаю, что Renault даже ответит», — заявил источник.
Фото: Autonews.ru
Autonews.ru направил официальный запрос в пресс-службу головного офиса Renault, но ответа пока не поступило. В свою очередь, в пресс-службе АвтоВАЗа заявили, что в рамках соглашений компания четко выполняет свои обязательства перед дилерами Renault.
Как обслуживанием Renault занялся АвтоВАЗ
До ухода бренда дилерская сеть Renault в России насчитывала порядка 150 дистрибьюторов. За примерно 20 лет работы бренда в России продали около 2,2 млн автомобилей. В апреле 2022 года компания решила продать свою долю в АвтоВАЗе и свернуть бизнес в России. Завод группы Renault в Москве перешел московским властям — там начали выпускать автомобили «Москвич». Выкупить его обратно у бывшего собственника возможности уже нет.
С конца июня 2022 года автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии по новой схеме с участием «АвтоВАЗа». Такие договоренности были достигнуты после переговоров дилеров Renault и Тольяттинским автогигантом, который стал правопреемником французского бренда.
Как объясняли Autonews.ru в ассоциации дилеров Renault, после вступления договоренностей в силу для владельцев автомобилей марки ничего не изменилось: они смогли продолжить обслуживание у привычных им дилеров Renault с сохранением условий прежней гарантии. Для этого после ухода из России Renault продолжила поставки оригинальных запчастей для гарантийного обслуживания и ремонта своих автомобилей. При этом в АвтоВАЗе предложили части желающих дилеров французской марки получить дилерство Lada.
Фото: Shutterstock
Независимый аналитик Владимир Беспалов в беседе с Autonews.ru отметил, что исход спора лежит исключительно в юридической плоскости.
«С этими вопросами будут разбираться юристы — в зависимости от того, какую ответственность бренд взял перед своими дилерами, они смогут рассчитывать на выплаты или нет. То есть, в договорах должно было быть прописано, что и в каких случаях Renault обязан компенсировать, а что нет», — сказал эксперт.
В свою очередь, руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что попытки переговоров дилеров с Renault ни к чему не приведут.
«Компания полностью ушла из России. Никаких компенсаций она выплачивать уже не будет. Дилерам придется признать, что бизнес — дело рискованное. Для них сейчас лучший способ продержаться на рынке — найти новые ниши, сфокусироваться на обслуживании, заняться автомобилями с пробегом или новыми брендами», — сказал Целиков.
С точки зрения автомобилистов — владельцев Renault, по оценкам Целикова, значительных сложностей с обслуживанием сейчас нет. По его мнению, в схожей ситуации сейчас находятся большинство автомобилистов. Так, он отметил, что запчасти сейчас приходят по альтернативным канала и, в зависимости от бюджета автовладельца, они могут найти как оригинальные, так и альтернативные детали, включая китайские аналоги. Сложности, по его мнению, возникают только если машина попадает в серьезное ДТП — тогда ключевые дорогие запчасти придется подождать несколько месяцев.
- Гарантийные Renault обслужат на сервисах Lada. Как это будет работать
- Николя Мор покинул «АвтоВАЗ»: чем запомнился француз в России
- Renault продает «АвтоВАЗ». Что это значит (разбор)
Источник: www.autonews.ru