Рост цен на новые машины, урезание дилерских накруток, искусственный дефицит от премиальных автопроизводителей — что ждет покупателей в 2022 году
Фото: Autonews.ru
Читайте также
Новинки
20 декабря 2021
Новая Vesta, Aurus и другие: 5 главных премьер российского автопрома 2022
Новости
4 декабря 2021
Важное изменение для водителей в 2022: постепенно затронет всех
Статьи
15 декабря 2021
Вплоть до снятия с учета: ГИБДД жестко отреагировала на уловку водителей
Штрафы
22 декабря 2021
От ₽5 тыс. до лишения. ГИБДД напомнила водителям о серьезном штрафе
В 2021 г. мировой автопром так и не смог преодолеть глобальный дефицит новых автомобилей, вызванный нехваткой электронных компонентов. Из-за этого автокомпании были вынуждены на протяжении всего года поднимать цены. Переломить тяжелую ситуацию в 2022 г. может ряд решений, который собираются принять власти и производители. Разбираемся, следует ли ждать снижения цен, как сэкономить на покупке нового автомобиля, и что будет с дилерскими наценками.
Почему растут цены
Основная причина лавинообразного роста цен на автомобили в 2021 г. — дефицит новых машин у дилеров, объясняют участники рынка. С этой проблемой продавцы столкнулись еще в августе прошлого года. Дефицит автомобилей возник, в свою очередь, из-за нехватки полупроводников, которая коснулась большинства компаний по всему миру. Этой ситуацией решили воспользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц. Например, стоимость автомобилей Lada индексировалась с начала 2021 года семь раз.
Как рассказал РИА «Новости» глава Минпромторга Денис Мантуров, цены на отечественные автомобили в 2021 г. увеличились на 5-8%, а иномарок — до 20%. В свою очередь, в аналитическом агентстве «Автостат» заметили, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года. По расчетам экспертов, рекомендованные розничные цены на машины увеличились на 24-25%. При этом стоимость автомобилей у дилеров (с учетом допоборудования) подскочили еще выше — более чем на 35%.
Что будет с ценами на автомобили в 2022 году
Власти считают, что рост цен на новые автомобили в следующем году должен замедлиться. Таким прогнозом с РИА «Новости» поделился Мантуров. При этом чиновник признал, что дефицит машин сохранится в стране, как минимум, в первой половине года. Причина все та же — проблемы с поставками чипов.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, ссылаясь на прогнозы основных производителей, считает, что дефицит предложений сохранится минимум до середины 2022 года. По его словам, сбой цепочек поставок пока не ликвидирован, так как комплектующих, особенно электроники, по-прежнему не хватает. Примерно с таким же прогнозом выступает и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В организации считают, что весной ситуации вряд ли кардинально изменится, и очереди на новые машины сохранятся как минимум до конца первого квартала 2021 года.
Фото: Shutterstock
Более оптимистично настроен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта», — спрогнозировал он в беседе с Autonews.ru.
Цены на премиальные автомобили
Некоторые производители не собираются снижать цены на свои автомобили даже после того, как кризис с микросхемами будет преодолен. Например, концерны Daimler и BMW хотят после нормализации ситуации искусственно ограничить объемы производства, чтобы таким способом сохранить высокую стоимость автомобилей, которая установилась во время пандемии. В самих компаниях объяснили, что благодаря этому немецкие бренды станут «еще более люксовыми». Например, в BMW считают, что за последние время им удалось «значительно улучшить способности по ценообразованию». В свою очередь в Daimler заявили, что с помощью ценовой политики собираются совершить «переход к более высокому, люксовому сегменту».
Проблемой с дилерскими наценками уже заинтересовались российские власти. В частности, решением этого вопроса планирует заняться Минпромторг. В ведомстве предложили установить предел в 10% для максимальной наценки официальных автодилеров при продаже новых машин. Причем это правило будет сохраняться даже в периоды пикового спроса на автомобили. В ведомстве уверены, что такая наценка останется выгодной для продавцов новых машин.
Как сэкономить на покупке автомобиля в 2022 году
Сами автопроизводители стараются бороться с дилерскими наценками и даже подготовили для покупателей несколько советов, которые могут помочь сэкономить деньги при покупке нового автомобиля в 2022 году. Например, УАЗ рекомендует клиентам ориентироваться на цены, которые указаны на официальном сайте (так называемая «онлайн-витрина»).
В компании объяснили, что именно там указан гарантированный финальный ценник конкретного автомобиля. В случае, если эта стоимость будет отличаться от дилерских цен, УАЗ рекомендует покупателям обращаться на «горячую линию» компании.
«И автомобиль будет вашим по заявленной на онлайн-витрине цене», — пообещали в УАЗе.
В свою очередь АвтоВАЗ также поделился советом, как можно купить новую Lada без дилерских допов. Чтобы приобрести отечественный автомобиль в заводской комплектации, нужно предварительно заказать машину и составить у дилера соответствующий договор, посоветовали в Тольятти. В этом документе должны быть указана модель, комплектация и цвет. Кроме этого, в договоре должны быть прописаны ориентировочные сроки поставки.
С похожим советом выступил и руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. По словам эксперта, если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ею воспользоваться.
«Все, что есть в наличии у дилеров, уходит с огромными накрутками. Поэтому если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать машину по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — объяснил Целиков.
Дилерский сговор и покупка машины в Белоруссии
В сложившейся ситуации некоторые россияне, стремясь сэкономить на покупке новой машины, обратили внимание на рынок Белоруссии. Как выяснилось, на местных складах дилеров есть достаточное количество востребованных моделей, которые продают без наценок по рекомендованным производителями ценам (часто они оказываются даже ниже российских).
Однако позже белорусские дилеры заявили потенциальным клиентам о невозможности продать автомобиль по российскому паспорту и предлагали сделать это через подставных лиц. При этом продавцы ссылались на договоренности с российскими дилерами, согласно которым, россиянам продавать машины вообще нельзя.
Фото: Shutterstock
Эта ситуация может измениться уже в этом году — на проблему уже обратили внимание специалисты антимонопольных органов, которые решили провести проверку законности отказа ряда официальных автомобильных дилеров в Белоруссии продавать машины россиянам.
Что будет с продажами
Ведущий аналитик «Автостата» Виктор Пушкарев считает, что рынок новых автомобилей в России снизится в 2022 г. в диапазоне от 5 до 7%. Как объяснил эксперт, этому способствуют два основных рыночных тренда — продажи и средневзвешенные цены.
«Если в 2019 и в 2020 гг. продажи росли, несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии, то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на снижение продаж. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост», — объяснил он.
Источник: www.autonews.ru