Авто новости, Автосервис

Как устранить посторонние шумы двигателя или выпускной системы

Выпускные системы автомобилей и двигатели могут издавать разные звуки: жужжание, щелчки, лопотание, которые могут быть вызваны износом ремня, выходом из строя генератора, насоса системы охлаждения или ролика натяжителя.
По своей природе двигатели внутреннего сгорания должны издавать шум. Если в минуту совершается множество циклов контролируемого сгорания топлива, это не может происходить беззвучно. Несмотря на то, что выпускные системы большинства современных автомобилей значительно приглушают звук, со временем они могут выходить из строя, изнашиваться и ломаться, что приводит к появлению громкого звука при выхлопе. Обычно это является еще и признаком дорогостоящего ремонта.
Однако не все посторонние шумы одинаковые, поскольку они вызываются разными поломками. Фактически существует несколько различных типов шумов. Каждый из них свидетельствует об определенной механической неисправности.
Наиболее распространенные шумы, связанные с неисправностями двигателя и выпускной системы
Для правильной идентификации посторонних шумов и их устранения ниже мы приведем классификацию различных типов шумов, которые сопровождают возникновение неисправностей, а также причины появления этих шумов.
Жужжание
Описание звука: этот звук связан с вибрацией и очень похож на тот, который возникает при включении оконного или портативного вентилятора. Большинство причин возникновения жужжания связано с состоянием ремней, шкивов или элементов, приводимых в движение с помощью ремня.
Какова причина появления звука? Жужжание, меняющее высоту или громкость в зависимости от частоты оборотов коленчатого вала, является типичным признаком наличия неисправностей двигателя. Оно может вызываться дополнительным оборудованием, приводимым от ремня, или непосредственно самим ремнем. Наиболее часто жужжание возникает из-за неисправности следующих элементов:
• приводного ремня;
• генератора;
• ремня привода оборудования;
• насоса гидроусилителя рулевого управления;
• насоса системы охлаждения;
• вентилятора системы охлаждения;
• натяжителя или ролика натяжителя.
Посторонние звуки могут появиться из-за ослабления натяжения ремней, разрушения подшипников шкивов или повреждения самих шкивов. Как правило, при исправном состоянии ремней и шкивов основным источником посторонних шумов является насос системы охлаждения.
Свист, бульканье или шипение
Описание звука: свистящий звук в целом похож на звук пара, вырывающегося наружу под давлением. Бульканье обычно ассоциируется с кипением воды, а шипение – с беконом, поджариваемым на гриле.
Какова причина появления этого звука? Во многих случаях причина всех трех разновидностей звуков одна и та же – перегрев двигателя. Если вы слышите свист, то это обычно связано с выбросом пара через крышку радиатора, расширительный бачок или повреждение в элементе системы охлаждения.
При нагревании антифриза свыше температуры 90? C он начинает кипеть, что при нахождении в замкнутой системе приводит к повышению давления. При прохождении определенной «точки кипения» он начинает издавать булькающие звуки. Некоторые могут сравнить их со звуками при кипении чайника с водой или кофе.
Шипение обычно возникает уже после наступления неблагоприятных последствий. Оно наблюдается при перегреве двигателя, когда при выбросе антифриза из системы он попадает на нагретые элементы выпускной системы, блок цилиндров, головку блока или впускной коллектор. Также шипение может появляться при неисправностях каталитического нейтрализатора.
В некоторых случаях наблюдается износ внутренних компонентов этой детали, требующий ее замены. При сильном нагреве каталитического нейтрализатора зачастую можно услышать шипящий звук. Как правило, после этого ощущается запах тухлых яиц, а производительность работы двигателя падает.
Если вы услышали один из этих звуков, необходимо срочно предпринять действия для предотвращения серьезных повреждений двигателя. Перегрев двигателя может привести к появлению трещин в головке блока цилиндров или нарушению внутренних уплотнений в двигателе, что способно вызвать попадание антифриза в систему смазки и повреждение внутренних компонентов двигателя.
Шумный выпуск отработавших газов
Описание звука: несмотря на то, что правильно настроенная система выпуска источает настоящую музыку для ценителей автомобилей, звук отработавших газов, прорывающихся из трубопроводов системы выпуска, выпускного коллектора или глушителя, – это не то, что вы хотели бы услышать. В большинстве случаев кажется, будто кусок стали дребезжит внутри клетки или лязгает какая-то металлическая деталь. Тон звучания двигателя становится глубже. При утечке выхлопных газов из элементов системы выпуска происходят обратные вспышки.
Какова причина появления этого звука? Когда двигатель вашего автомобиля звучит так, как будто кто-то увеличил уровень его звучания в 3-5 раз, это обычно вызвано наличием утечки отработавших газов в системе выпуска. Если повышение шума сопровождается снижением мощности двигателя, то это означает, что причина неисправности, вероятно, находится ближе к двигателю, чем к глушителю.
Элементы, выход из строя которых может приводить к увеличению шумности выхлопа, следующие:
• выпускной коллектор;
• клапан EGR;
• соединение приемной трубы глушителя с выпускным коллектором;
• соединение приемной трубы с каталитическим нейтрализатором;
• каталитический нейтрализатор;
• труба между каталитическим нейтрализатором и глушителем;
• глушитель.
Лучшим способом устранения повышенного шума выхлопа является осмотр автомобиля снизу при работающем двигателе. Это позволит установить место прорыва отработавших газов. Рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста, так как сложный ремонт системы выпуска обычно требует использования специальных инструментов или сварочного оборудования.
Обратные вспышки
Описание звука: обратные вспышки проявляются очень громкими выбросами искр. Похоже на то, как будто в выпускной системе вашего автомобиля взорвалась бомба. В некоторых случаях обратные вспышки действительно направлены в сторону двигателя и приводят к повреждениям системы впрыска топлива. Такая картина более характерна для карбюраторных и турбированных двигателей, чем для моделей с обычным впрыском.
Звуки, свидетельствующие об обратных вспышках, могут наблюдаться как со стороны впускной, так и выпускной систем. В первом случае звук идет от топливной системы (дроссельная заслонка), а во втором (более распространенном) – от выхлопной трубы.
Что вызывает появление обратных вспышек? Как утверждают специалисты, такая ситуация возникает при попадании воды в систему сгорания топлива. Однако точную причину возникновения этого явления трудно установить. На рисунке, приведенном перед этим разделом, показана небольшая часть элементов, выход из строя которых может вызвать появление обратных вспышек.
Несмотря на то, что элементы топливных систем современных автомобилей имеют надежное уплотнение, препятствующее проникновению воды, топливо, заправляемое в бак, в действительности может содержать следы присутствия воды. При увеличении влажности вода может образовываться в топливной системе в виде конденсата.
Когда в топливовоздушной смеси увеличивается число молекул воды, она может воспламеняться позже, чем это необходимо. Обычно это приводит к попаданию несгоревшего топлива в выпускной коллектор, в котором происходит воспламенение раскаленных газов, и возникновению обратных вспышек. Если они происходят в системе впуска, то это способно привести к нарушениям герметичности или неисправностям системы зажигания.
Для решения проблемы, связанной с обратными вспышками, рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного специалиста. Он считает коды неисправности, сохраненные в блоках управления, так как в большинстве случаев в этой ситуации загорается контрольная лампа Check Engine.
Лопотание
Описание звука: лопотание двигателя описывается как неустойчивый гармонический звук, возникающий при работе двигателя. При правильной настройке двигателя звук его работы плавный и непрерывный. При ускорении двигателя он также изменяется плавно. При лопотании ускорение и замедление происходят резко, двигатель может глохнуть.
Что вызывает появление этого звука? Как правило, лопотание является результатом неполного сгорания топлива. Оно обычно вызывается пропусками зажигания, связанными с неисправностями катушек зажигания, распределителя, ротора, свечей зажигания и высоковольтных проводов. В редких случаях одновременно с этим на приборной доске загорается контрольная лампа Check Engine, а в блоке управления сохраняется определенный код неисправности. Для считывания этого кода диагност использует цифровой сканер, который подключается к компьютеру автомобиля.
С другой стороны, лопотание может также наблюдаться при уменьшении подачи топлива. Если причина лежит в топливной системе, то в большинстве случаев она заключается в засорении топливных форсунок. Далее приведена последовательность действий в случае появления этого звука:
• Первое – считайте коды неисправностей для установления причин загорания лампы Check Engine.
• Второе – проверьте состояние распылителей топливных форсунок (они не должны быть загрязнены или забиты).
• Третье – проверьте состояние элементов системы зажигания на предмет повреждений, ослабления соединений проводов или признаков конденсации (крышка распределителя).
Если вы выполнили все шаги, но не смогли обнаружить причину неисправности, как можно скорее свяжитесь с квалифицированным специалистом для проведения диагностики электрической и топливной систем с целью выявления причины неисправной работы двигателя.
Скрежет, щелчки, стуки
Описание звука: несмотря на то, что двигатель должен работать как часы, звук его работы не должен походить на тиканье часов. Посторонние скрежет, щелчки и стуки, вызываемые воздействием металла на металл, звучат так, как будто металлической палочкой бьют по внутренним деталям двигателя. При увеличении оборотов двигателя интенсивность звука обычно возрастает. По характеру звука можно установить основную причину его появления.
Какова причина возникновения звука? Существуют две различные причины появления тиканья или стука в двигателе. Обычно кажется, что эти звуки происходят в верхней части двигателя. Как правило, это является результатом контакта двух металлических поверхностей. Причинами этого в большинстве случаев являются недостаток смазки двигателя, недостаточное давление масла, увеличенные клапанные зазоры или дефекты головки блока цилиндров.
Вторым источником стука в двигателе является преждевременное сгорание топлива. На рисунке выше показано, что нормальное сгорание происходит плавно и в заданные моменты времени. При этом реализуются максимальные показатели мощности двигателя. При преждевременном сгорании работа свечей зажигания осуществляется хаотично. Это может быть вызвано некорректной настройкой фаз газораспределения или некачественным распылением топлива.
Способы устранения неисправности зависят от причины ее возникновения:
• Если проблема – в системе смазки, то прежде всего проверьте уровень масла в двигателе. При недостаточном уровне долейте масло и убедитесь, что посторонний шум пропал. Недостаточное давление масла – повод обратиться к квалифицированному специалисту для проведения диагностики масляного насоса и других компонентов системы смазки, отвечающих за поддержание рабочего давления в самой системе.
• Если проблема – в зажигании, нужно проверить и при необходимости отрегулировать параметры системы зажигания в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Осмотрите элементы системы зажигания на предмет повреждений.
Как правило, устранение тиканья или стука в двигателе – очень сложная задача, особенно если это связано с неисправностями элементов, расположенных в головке цилиндров. Если их вовремя не отремонтировать или не заменить, это может привести к серьезным повреждениям двигателя, в том числе его полному выходу из строя.
В целом выявить источник постороннего шума в двигателе очень непросто. Именно поэтому квалифицированные механики проводят дорожный тест для выявления признаков механических повреждений. Если вы не можете установить точную причину неисправности, обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту для проведения полной диагностики двигателя или системы выпуска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика