Авто новости

Доппельдекеры: как по Москве ходили двухэтажные автобусы

Доппельдекеры: как по Москве ходили двухэтажные автобусы

В АР №10, 2020 рассказывалось об уникальных двухэтажных троллейбусах ­ЯТБ-­3, которые работали в Москве в тридцатых — сороковых годах. А с 1959 года по московским маршрутам ходили не менее экзотические автобусы-двухэтажники из Германии («двухэтажный» по-немецки «Doppeldecker»). Их было всего три, причем разных марок, и от них остались в основном заметки в тогдашней прессе и фотографии… Мы постарались проследить историю этих машин.

Все началось со звонка приятеля: «Ты не поверишь, но я нашел в интернете художественный фильм 1976 года, где показан кузов от московского двухэтажного автобуса. В свое время ты писал в Авторевю, что их списали в 1964-м, а в фильме видно, что целехонький кузов лежит на свалке!» Про сам фильм чуть позже, но по поводу тех двухэтажников до сих пор ходят споры: сколько их было, когда пришли и до какого года работали, действительно ли это был подарок Хрущеву…

Я буду оперировать информацией из тогдашней советской печати, воспоминаниями, опубликованными в книге Мосгортранса «История московского автобуса», и данными из немецкоязычных источников: это в первую очередь труды немецких автомобильных историков — знаменитого Вернера Освальда (книга «Автомобили ГДР»), не менее знаменитого Вольфганга Гебхардта (энциклопедия «Немецкие автобусы») и Акселя Оскара Матье, который оставил после себя многолетний, но, увы, так и не опубликованный на бумаге труд, «Историю немецких коммерческих автомобилей».

Доппельдекеры: как по Москве ходили двухэтажные автобусы

Заметка из газеты «Вечерняя Москва» за 12 февраля 1959 года

Для начала — газета «Вечерняя Москва» за 12 февраля 1959 года. Заглавная статья рассказывает об успехах московского шинного завода (вместо него теперь супермаркет Metro), есть информация про матч хоккеистов Москвы и Праги (наши продули чехам со счетом 2:1), про то, что на подмосковную станцию пришел поезд с зебрами для цирка… А вот и заметка «Двухэтажные автобусы» — правда, без фотографии. «Оживленно было сегодня на площади Свердлова, где располагается остановка 111-го автобусного маршрута. В 9 часов сюда подкатили два громадных двухэтажных автобуса кремового цвета. Эти машины присланы для нашей столицы из Германской Демократической Республики <…> Здесь же находился и конструктор машин — инженер З. Гольц. С сегодняшнего дня началась регулярная эксплуатация немецких автобусов на маршруте №111: площадь Свердлова — МГУ. Автобусами управляют старые водители 3-го парка тт. Зиновьев и Звонов».

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас

я уже подписан

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика