Авто новости

Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Японская компания приняла решение полностью покинуть страну. Что будет с заводом, дилерами и гарантийным обслуживанием


            Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Фото: Nissan

Читайте также


            Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Конспекты
18 августа

Что такое коленвал и почему он может сломаться

Рынок
22 августа

Сколько сейчас стоят премиальные машины в России и какие реально купить

Камеры на дорогах
22 августа

Автомобилисты начали получать штрафы за мотоциклы: странная ошибка камер

Китай
22 августа

Что можно купить в Китае по цене подержанной Lada Vesta

Во вторник, 11 октября, стало известно, что японский автопроизводитель Nissan полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам. Новым собственником станет ФГУП «НАМИ», которому достанутся завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, расположенный в Москве. Все подробности исторической сделки — в материале Autonews.ru

Nissan стал всего третьей компанией в России, которая объявила именно о полном прекращении деятельности — до этого такие же решения были приняты в Renault и General Motors. Остальные производители либо хранят молчание, либо сокращают присутствие, не отменяя его целиком — как в случае японцев из Toyota, которые ищут покупателей на завод в Шушарах, но сохраняют обязательства по гарантийному обслуживанию уже проданных автомобилей.

Что будет с гарантией и ремонтом

В случае Nissan ситуация иная — ремонтом и поставками запчастей будет заниматься «АвтоВАЗ». Президент тольяттинского концерна Максим Соколов прокомментировал это так: «В условиях растущего санкционного давления и повышенной неопределенности АВТОВАЗ приложит максимум усилий для успешного и оперативного перевода под свое управление системы гарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей Nissan на российском рынке. Нашей главной целью является обеспечение бесперебойного обслуживания клиентов и сохранение привычного уровня сервиса».

Здесь компания ссылается на аналогичный опыт с Renault: дилеры французской марки подписали соглашения с «АвтоВАЗом», по которым финансовое обеспечение гарантийного ремонта и поставки запчастей ложатся на различные подразделения концерна.

«Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с АВТОВАЗом, который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов», — сообщает пресс-служба компании. Однако говорить о стопроцентной работоспособности и отсутствии проблем у такой схемы пока рано.

«Прогнозировать развитие событий пока преждевременно, — комментирует вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Илья Пименов. — Опыт Renault пока тоже ничего не дает, процесс находится в начальной стадии, и что из этого получится, непонятно. Все дилерские сети России находятся в подвешенном состоянии, доступность компонентов и запчастей у разных производителей организована по-разному. Послепродажное обслуживание сейчас — самая главная проблема».

Какие машины может выпускать бывший Nissan

При этом информации о том, что будет с самим заводом Nissan, пока нет. В случае столичного предприятия Renault было почти сразу объявлено, что оно займется выпуском автомобилей под возрожденной маркой «Москвич». Предположительно, речь идет о модифицированных моделях китайской марки JAC, сборка должна была стартовать в сентябре, но новостей из Москвы пока не поступало. Можно предположить, что бывший Nissan также не вернется к производству кроссоверов X-Trail, Qashqai и Murano, а займется чем-то другим.

Надо понимать, что мощности у завода в Санкт-Петербурге весьма серьезные: до середины марта производство здесь велось по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, а проектная мощность предприятия составляет 100 тыс. автомобилей в год. Кроме того, у Nissan есть достаточно серьезный инжиниринговый центр, который проводил глубокую адаптацию зарубежных моделей для российских условий. Это подразделение также теперь передано ФГУП НАМИ.

Но речи о создании новых автомобилей «с нуля» в ближайшей перспективе точно не пойдет: вероятнее всего, как и в случае «Москвича», мы увидим лицензионную сборку зарубежных образцов (не исключено, что китайских или иранских), для которых придумают новое или воскресят забытое имя — как насчет «Волги» или «Оки»?

Официальные лица комментируют ситуацию расплывчато. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, главный акцент пока что сделан на сохранение самого завода и рабочих мест. «В результате переговоров, удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия», — сказал вице-премьер.

Что будет с сотрудниками предприятия

По словам Петра Принева, представителя профсоюза работников российского завода Nissan, заявлений о сокращении штата пока не поступало. «Информации о планируемых сокращениях нет. Сложно сейчас забегать вперёд с прогнозами. Думаю, всё пройдёт достаточно корректно с учётом реальных интересов работников», — прокомментировал Принев.
Число сотрудников завода составляет 2000 человек, с 14 марта, когда предприятие ушло в простой, они получают 2/3 оклада. В официальном сообщении пресс-службы Nissan сказано, что «все работники компании получат гарантии защиты их прав на период 12 месяцев», но даже в случае увольнения ситуация с работой в Ленинградской области выглядит благоприятной, хотя и не идеальной.

«С трудоустройством не должно быть проблем, — рассказывает Петр Принев. — Машиностроение и судостроение ведут постоянный набор, вакансии в городе есть. Правда, размер заработной платы на большинстве открытых вакансий может быть ниже чем сейчас у работников на предприятии».

Насколько сильно это ударит по бизнесу Nissan

Суммарные продажи автомобилей Nissan в России по итогам 2021 года составили 51 338 экземпляров — это соответствует доле рынка в 3,1%. При этом по всему миру за тот же период компания реализовала 3,88 млн машин, то есть на Россию пришлось лишь 1,32% от этого объема. Можно сказать, что в глобальных масштабах наш рынок не имеет значения, а вот расходы на поддержание простаивающего предприятия компании нести ни к чему.

Пресс-служба Nissan заявляет, что единовременные убытки в связи с уходом из России оцениваются в 100 млн японских иен, то есть 69 млн долларов или 440 млн рублей. При этом сумма, за которую новые владельцы выкупают активы компании, не разглашается — возможно, речь идет так называемой продаже «за рубль», как и в случае Renault. Однако в Nissan подчеркнули, что сохраняют за собой возможность обратного приобретения активов в течение шести лет.

Впрочем, Макото Утида, президент и главный исполнительный директор компании, говорит только о поддержке сотрудников, не касаясь потенциального будущего. «Я благодарю наших российских коллег от имени компании Nissan за вклад, который они вносили в бизнес на протяжении многих лет. Мы не можем продолжать работать на рынке, но нашли оптимальное решение для поддержки своего персонала», — прокомментировал Утида.

В заключении можно сказать, что «Ниссану» относительно повезло: государственное финансирование обеспечивает предприятие хоть сколько-нибудь стабильным будущим, которое так или иначе предполагает дальнейшую работу и производство автомобилей. Какими бы они ни были. Но не стоит думать, что та же судьба ждет абсолютно каждое предприятие, которое могут в перспективе оставить зарубежные владельцы. Например, известно, что Toyota и Mercedes-Benz ищут покупателей на свои заводы, но об интересе государственных структур к этим активам новостей пока не поступало.

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика