Авто новости

Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир

От батареек для Nokia до крупнейшего на планете производителя электромобилей. Удивительная история компании, о которой скоро будут говорить все


            Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир

BYD F8
(Фото: BYD)

Тут помогли и широкая линейка, и неплохой баланс цены и качества: будучи намного дешевле зарубежных «аналогов», машины BYD при этом оказывались качественнее, чем у других китайских конкурентов, у которых все было еще хуже. Но даже этот успех был для Ван Чуаньфу лишь промежуточным шагом — по большому счету тренировкой, наращиванием навыков и компетенций.

Подать напряжение

Вдумайтесь: в 2008 году, когда ни о какой электрической революции еще нет и речи, а Tesla известна только как чудной производитель Lotus Elise на батарейках, BYD выпускает первый в мире серийный подключаемый гибрид. Седан F3DM был сделан на базе все того же короллообразного F3, но оснащался солнечными батареями на крыше, аккумулятором на 16 кВт·ч и двумя электромоторами на 34 и 67 л.с. Все это позволяет проехать до 60 км на чистом электричестве, а если оно закончится, на помощь придет 68-сильный трехцилиндровый бензиновый мотор.

Революционную (а иначе не скажешь) разработку на рынке ожидал оглушительный крах. За первый год выпуска было продано лишь 48 автомобилей, а к 2013-му, когда производство завершилось, весь тираж не дотянул и до 3,5 тыс. И еще более дикими на этом фоне звучали заявления Ван Чуаньфу, что скоро его компания станет лидером на рынке электромобилей, за которыми, несомненно, будущее. Все покрутили пальцем у виска и забыли, а легендарный инвестор Уоррен Баффетт взял да и купил 10% акций BYD. С тех пор их стоимость выросла на 2000%. Прописью: две тысячи процентов.


            Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир

BYD F3DM
(Фото: BYD)

Тут опять надо обратиться к деловому чутью руководителя BYD. Поняв, что к электрификации легковушек рынок пока не готов, он развернулся в сторону государственных заказов. Уже тогда правительство Китая активно вкладывалось в развитие транспорта на батарейках, поэтому BYD живо освоила производство электрических автобусов, грузовиков, погрузчиков и всего такого прочего.

К 2013 году BYD отходит от наглого копирования иномарок и запускает совершенно новую линейку «династических» машин, названных в честь исторических китайских правителей: Qin, Song, Tang и так далее. Большинство из них уже переведены на гибридную либо полностью электрическую тягу, у марки появляется собственное лицо, но на продажах это не сказывается: до 2020 года включительно они колеблются возле 400–500 тыс. в год.

👉 Китайский BYD полностью отказался от классических бензиновых моторов

Но и здесь Ван Чуаньфу грамотно сыграл на опережение. В 2017-м шеф-дизайнером BYD становится Вольфганг Эггер, до этого успевший поработать в Audi и Seat, но главное — в Alfa Romeo. Например, умопомрачительное купе 8C Competizione — именно его работа. Два года спустя BYD открывает глобальный дизайн-центр, в котором трудятся выходцы из Audi, Mercedes-Benz и Ferrari. И уже в 2020-м, посреди пандемийного кризиса, в истории компании начинается новая страница.

Революция наших дней

Подробно о нынешней модельной линейке BYD мы поговорим в отдельном материале, а пока сфокусируемся на ключевых моментах. Эггер и его команда освежили облик «династической» серии, а заодно придумали «океанскую». Там автомобили напоминают либо морских существ (Dolphin, Seal), либо корабли — например, рубленый седан Destroyer 05 назван в честь эскадренного миноносца и пытается ему подражать внешностью.


            Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир

BYD Destroyer 05
(Фото: BYD)

Но дизайн — полдела. Главное, что BYD добилась огромного прогресса в электрических технологиях. Это и 800-вольтовая бортовая сеть, позволяющая пополнять заряд за считаные минуты, и литий-железо-фосфатные аккумуляторы серии Blade. Китайские инженеры умудрились так плотно упаковать в них энергетические ячейки, что емкость почти не уступает традиционным литийионным — при серьезном преимуществе в цене.

И здесь вся вышеописанная история подходит к кульминации. Сначала BYD научилась делать батарейки, затем освоила производство машин, а теперь оказалась единственной в мире компанией, которая делает электромобили самостоятельно, по полному циклу! Ведь даже Tesla закупает аккумуляторы у сторонних поставщиков, среди которых в самом ближайшем будущем может оказаться и BYD.

Оцените иронию. В 2011 году Илон Маск говорил про BYD буквально следующее: «Вы видели их машины? Не думаю, что у них есть хороший продукт. Они и выглядят непривлекательно, и технологии так себе». Что же, 11 лет спустя американский шоумен, похоже, пойдет на поклон к китайскому предпринимателю.

К слову, Чуаньфу и в жизни является полной противоположностью Маска: тихий, скромный, на работе он всегда ходит в стандартной униформе BYD, с выцветшей фотографией на бейджике. Да и прелестями многомиллиардного состояния наслаждаться не спешит. Еще одна корпоративная легенда гласит, что по пути на встречу с инвесторами один из членов делегации сказал Чуаньфу, что неплохо бы освежить внешний вид, а тот взял и купил рубашку за несколько долларов в ближайшем придорожном магазине.


            Настоящие «убийцы Tesla». Как китайцы из BYD захватывают мир

BYD Han DM-i
(Фото: BYD)

В этом вся история BYD. Тихая методичная работа, от изучения и улучшения чужих продуктов к созданию своих собственных. BYD может подолгу оставаться в тени, копить силы, а потом внезапно выходить в лидеры, выбрав нужный момент. И очередной такой рывок происходит на наших глазах. В 2021 году продажи разом выросли до 730 тыс. единиц, весной 2022-го компания полностью отказалась от бензиновых машин (в линейке остались только гибриды и электрокары), а если все продолжится так, как идет, то финальный результат BYD к концу этого года достигнет полутора миллионов автомобилей.

И дело уже не ограничивается внутренним рынком: как раз сейчас BYD готовится к масштабной экспансии, по итогу которой доля экспорта должна достигнуть 30%. В частности, вскоре должна начаться сборка в Узбекистане, а оттуда автомобили BYD наверняка попадут и в Россию. И что-то подсказывает, что вторая попытка окажется намного более успешной, чем первая.

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика