Великий и ужасный ГАЗ-66 по прозвищу «шишига» входит в число легенд отечественного автопрома. И сегодня этот приметный грузовик, родившийся более полувека назад, можно встретить на просторах нашей страны
Фото: В.Войтенко / Фотохроника ТАСС
ГАЗ-66, нашедший применение и в народном хозяйстве, вскоре после своего рождения по праву удостоился золотых медалей выставок сельскохозяйственной техники в Москве и Лейпциге, а в 1969 году стал первым советским автомобилем, которому был присвоен Государственный знак качества.
Технические характеристики «шишиги»
Длина/ширина/высота, мм | 5655х2322х2440 |
Колесная база, мм | 3300 |
Длина/ширина/высота бортовой платформы, мм | 3330х2050х340 |
Дорожный просвет, мм | 315 |
Глубина преодолеваемого брода, мм | 800-1000 |
Углы въезда/съезда, градус | 40/32 |
Тип двигателя | V8 бензиновый, карбюраторный |
Рабочий объем, см3 | 4254 |
Мощность, л.с./об./мин. | 115/3200 |
Крутящий момент, Нм/об./мин. | 284/2000-2500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Разгон 0–60 км/ч, с | 30 |
Топливо | Бензин А-72, А-76, А-80 |
Объем бака, л | 2х105 |
Расход топлива, л/100 км | 20–30+ |
Коробка передач | Механическая 4-ступенчатая |
Привод | Полный подключаемый без межосевого дифференциала |
Снаряженная масса, кг | 3650 |
Максимальная масса, кг | 5940 |
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 2000 |
Запас хода, км | 850 |
Модификации «шишиги»
За 35 лет на конвейере сменилось три поколения ГАЗ-66, имевших массу вариантов.
Первое поколение (1964–1968)
Стоит отметить:
Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний по преодолению водной преграды.
(Фото: Владимир Войтенко / ТАСС)
Второе поколение (1966–1984)
Помимо измененной радиаторной решетки, грузовик получил централизованную систему регулирования давления в шинах. Создается гамма экспортных версий автомобиля.
Третье поколение (1985–1999)
Его отличительными чертами стали укрупненные передние надфарники и впервые появившиеся на боковинах кабины повторители поворотов.
На базе ГАЗ-66 создавали и экзотические опытные образцы вроде трехосной версии, варианта с гусеничным движителем вместо колес или автобуса с обтекаемым кузовом из стеклопластика и пенопласта, которые в случае подрыва ядерного боеприпаса должны были уменьшить эффект взрывной волны и радиации.
Но и серийный ГАЗ-66 зарекомендовал себя «специалистом широкого профиля».
В армии грузовик и его версии с кунгами использовались в качестве:
На гражданке ГАЗ-66 освоил профессии:
Апрель 1984. Казахская ССР. Тревожная группа покидает автомобиль.
(Фото: Евгений Шлей / Фотохроника ТАСС)
Конец эпохи «шишиги»
За три с половиной десятилетия производства ГАЗ-66 превратился в настоящую автоклассику, и сюжет финала жизни грузовика на конвейере оказался заимствован из классической литературы. Военные как породили «шишигу», так и убили ее. Точнее, это сделала война в Афганистане. Там быстро выяснилось, что при подрыве на мине шансы выжить у сидящих в кабине бескапотного грузовика близки к нулю. «За речкой», как говорили в 1980-х, ГАЗ-66 сменили «Уралы» и ЗИЛы, а уже после распада СССР прямой заменой «шишиге» стал капотный ГАЗ-3308 «Садко» грузоподъемностью 2,5 т.
«Сняв погоны», ГАЗ-66 в товарных объемах оказался не востребован и на гражданке по ряду причин:
- Чудеса эргономики, с которыми мирились во времена железного занавеса, с началом поставок зарубежной техники стали раздражать. Действительно, попробуйте переключать передачи рычагом, который находится чуть ли не за спиной водителя. Чтобы бедолага не бился при этом локтем о заднюю стенку кабины, в ней даже делали специальную выштамповку.
- Кожух V8, съедавший изрядную долю пространства в кабине, делал ее очень тесной даже для двоих человек, а третьему места просто не оставалось. Удивительно, но конструкторы ухитрились предусмотреть в «шишиге» место для подвески гамака!
- Тот же V8 в теплое время года превращал кабину ГАЗ-66 в настоящий мартеновский цех. Кондиционера, разумеется, не предусматривалось, а открывающиеся характерные форточки в стойках лобового стекла не помогали в жару.
- С переходом на рыночные отношения реальный расход бензина, пусть и низкооктанового, в 30 и более литров на 100 км стал неприемлем для большинства автохозяйств. А лицензионный немецкий турбодизель, появившийся на ГАЗ-66 в середине 1990-х, оказался нерентабельным в производстве.
В результате в июле 1999 года (ровно через 35 лет после начала серийного производства) с конвейера Горьковского автозавода сошла последняя «шишига». Всего выпустили 965 941 экземпляр легендарной модели.
Фото: Shutterstock
Но не только огромный тираж — причина того, что ГАЗ-66 и сегодня не редкость на наших дорогах. Активное долголетие «шишиге» обеспечивают:
Источник: www.autonews.ru