В разговорах автомобилистов нередко звучит термин «хонингование». Под этой общей «шапкой» скрыт многогранный и имеющий массу нюансов технологический процесс. Попробуем ознакомиться с ним подробнее
Фото: motormission.com
Читайте также
Вторичка
18 мая
Цены на вторичке рухнули. Какие машины подешевели сильнее всего
Рендеры
18 мая
Как может выглядеть возрожденный «Москвич»: первые изображения новинки
Москвич
16 мая
Новые «Москвичи». Какие модели могут появиться под возрожденным брендом
Москвич
17 мая
«Жан Рено стал Жан Москвич». Лучшие шутки про возрождение советской марки
Качественно выполненное хонингование — залог активного долголетия современных ДВС. Их ресурс, отдача, расход топлива и масла напрямую связаны с этой процедурой.
Что такое хонингование
Хонингование (от англ. hone — точить) — технология абразивной обработки конических и цилиндрических деталей с помощью особых насадок, хонов, обеспечивающая необходимую степень шероховатости поверхностей и максимальную точность их геометрических параметров.
Как правило, хонингуются полости тех или иных компонентов конструкции, но проводится и наружная обработка габаритных деталей, для чего требуются специализированные или модифицированные шлифовальные и горизонтально-расточные станки. Технология применима как к изделиям из черных (сталь, чугун), так и цветных (алюминиевые, магниевые, цинковые сплавы, бронза, латунь) металлов.
Собственно, в ДВС автомобилей хонингуют прежде всего цилиндры, их гильзы, но также постели коленчатого вала, отверстия в нижней головке шатуна, втулки его верхней головки, а также коромысел привода клапанного механизма.
Процесс хонингования на профессиональном оборудовании
(Фото: motormission.com)
Для чего нужно хонингование
1. Точность обработки хоном рабочей поверхности цилиндров ДВС существенно выше, чем при использовании обычного расточного и шлифовального инструмента. У этого факта множество следствий:
Хон с абразивными брусками для профессионального оборудования
(Фото: made-in-china.com)
2. Хонингование придает рабочей поверхности цилиндров микропрофиль, в углублениях которого задерживаются частицы моторного масла. Это свойство особенно ценно для высокооборотных ДВС, у которых вследствие больших скоростей движения поршней масляный туман, поднимающийся из картера, не успевает должным образом осаждаться на стенках цилиндров. В этой ситуации созданный хонингованием «аккумулятор масла» помогает предотвратить ускоренный износ деталей цилиндропоршневой группы из-за трения на сухую.
Когда выполняется хонингование
Большинство ДВС современных автомобилей проходят хонингование еще на заводе-изготовителе для получения в цилиндрах эффекта «аккумулятора масла», а повторно — при капитальном ремонте, когда хонингование в большинстве случаев следует за классической расточкой блока, которая выполняется на других станках.
Хонинговальная сетка на стенках цилиндров
(Фото: hotrodenginetech.com)
Точную периодичность повторного хонингования указать невозможно, поскольку многое определяется условиями эксплуатации, манерой вождения, качеством топлива и моторного масла. Однако, как правило, при пробеге более 150 тыс. км могут появиться признаки, указывающие на то, что помимо других операций по ремонту двигателя, возможно, возникла необходимость обновить созданный хонингованием микропрофиль стенок цилиндров. К числу таких индикаторов относятся:
Пленочный шаблон для контроля угла хонингования
(Фото: kovsh.com)
Процесс хонингования цилиндров ДВС и его особенности
Процесс хонингования выглядит так: смонтированные на металлической оправке хона абразивные бруски прижимаются к стенкам цилиндра, а сама насадка, чей шток закреплен в патроне станка, совершает вращательные и возвратно-поступательные движения. При этом на обрабатываемую поверхность обильно подается смазочно-охлаждающая жидкость в виде керосина, его смеси с веретенным маслом или водно-масляных эмульсий. В зависимости от материала блока или гильз цилиндров меняется методика выполнения операции:
Хон-насадка «бутылочный ершик» для хонингования в гаражных условиях
(Фото: tradeindia.com)
Условием качественного выполнения операции является:
С помощью хонингования оптимальная для удержания моторного масла степень шероховатости стенок цилиндров у ДВС с блоками/гильзами из чугуна и алюминиевых сплавов Alusil, Locasil, Silitec также достигается по-разному:
Хон-насадка с тремя раздвижными точильными камнями
(Фото: nur-sultan.satu.kz)
Можно ли делать хонингование своими руками
Бюджет для выполнения хонингования своими силами выглядит так:
К тому же эксперты напоминают: такие параметры, как глубина рисок хонинговальной сетки, угол их пересечения и степень шероховатости стенок цилиндров, у каждой серии моторов свои, и они не разглашаются компаниями-производителями. В автосервисах помогает накопленная статистика и опыт. Есть ли доступ к такой информации у стороннего механика?
Гаражным специалистам почти невозможно учесть и массу других нюансов. Так, требующие ремонта гильзы (особенно «мокрые») из-за недостаточной жесткости и различий в толщине стенок в верхней и нижней частях легко деформировать при хонинговании. Да и выполненная на глазок хонинговальная сетка может в лучшем случае не дать желаемого эффекта, а в худшем обернется повышенным расходом масла или масляным голоданием, что негативно отразится на ресурсе двигателя.
Вывод очевиден — хонигование блока ДВС лучше доверить профессионалам, тем более что при капремонте эта операция, как правило, следует за расточкой цилиндров, которую не выполнить с помощью насадок на дрель…
Источник: www.autonews.ru