Авто новости

Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Торможение двигателем — крайне полезный и эффективный приём, владеть которым должен каждый автолюбитель. Объясняем, как правильно и безопасно осуществить торможение двигателем, изучаем его плюсы и минусы


            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Фото: Shutterstock

Читайте также


            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

Автоподставы
7 апреля

Топ-5 автоподстав. Видеопримеры и разбор от экспертов

Вторичка
7 апреля

Снова выгодно: как купить иномарку за границей и пригнать ее в Россию

Шины
4 апреля

Какие шины можно покупать: 6 дешевых, но хороших брендов

Бензин
6 апреля

Что будет с ценами на бензин: водителям объяснили, к чему готовиться

Замедлить автомобиль можно не только с помощью рабочей тормозной системы. 

  • Что такое
  • Плюсы
  • Минусы
  • На «механике»
  • На «автомате»
  • На электрокаре
  • Когда использовать
  • Эксперт в этом материале: Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ.

    Что такое торможение двигателем

    Торможение двигателем — это процесс замедления транспортного средства путем снятия ноги с педали акселератора, иногда в сочетании с последовательным переключением передач вниз. Прием может применяться как самостоятельно, так и одновременно с использованием штатной тормозной системы.

    При отпускании педали акселератора при включенной передаче двигатель перестает придавать ускорение и начинает затормаживать автомобиль. Это происходит за счет замедляющих сил в двигателе и последовательного переключения передач сверху вниз.

    Технически такое торможение выглядит следующим образом. При отпускании педали газа на включенной передаче и при отпущенной педали сцепления (на автомобиле с «механикой») дроссельная заслонка бензинового двигателя закрывается, а топливо перестает подаваться в цилиндры. Во впускном коллекторе возникает сильное разрежение, гасящее энергию работы поршней. Автомобиль перестает набирать ход или поддерживать скорость и начинает плавно замедляться. Такое замедление нельзя назвать эффективным на фоне замедления штатными тормозами, но оно происходит быстрее, чем при движении накатом — на нейтрали или с выжатой педалью сцепления.

    Чтобы усилить эффективность торможения двигателем, применяется прием последовательного переключения передач с более высокой на пониженную: с четвертой на третью, вторую, первую. Такое переключение позволяет поднять обороты двигателя и погасить большее количество крутящего момента непосредственно в моторе. В процессе такого торможения энергия поступает не от двигателя на колеса, а от колес и трансмиссии в двигатель — коленчатый вал совершает вынужденную работу.

    На практике торможение двигателем в том или ином виде применяется в самых разных ситуациях — для плавного замедления автомобиля в «рваном» городском потоке, для безопасного торможения на скользкой дороге, при отказе тормозной системы, при длительном спуске с горы и при спортивной езде на гоночном треке.

    
            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

    Торможение двигателем имеет массу полезных свойств
    (Фото: Shutterstock)

    Плюсы торможения двигателем

    Торможение двигателем имеет массу полезных свойств. Вот лишь наиболее важные из них:

    Экономия топлива

    При размеренной, плавной езде в городском потоке использование приема торможения двигателем не просто повышает комфорт передвижения, но и позволяет экономить топливо. Выжимая сцепление и размыкая трансмиссию, то есть двигаясь накатом, вы вынуждаете двигатель переходить на холостой ход — в камеры сгорания начинает впрыскиваться топливо для поддержания работы мотора. При торможении двигателем горючее в камеры сгорания не поступает.

    Увеличение ресурса тормозной системы

    Применение приема торможения двигателем увеличивает ресурс тормозных колодок и дисков. Часть энергии гасится не ими, а мотором автомобиля.

    Снижение опасности заноса на скользком покрытии

    При грамотном использовании приема торможения мотором снижается вероятность заноса автомобиля на скользком и мокром покрытии. Именно по этой причине чаще всего такой прием применяется зимой. Заблокировать колеса при торможении двигателем достаточно сложно, но возможно.

    Возможность длительного торможения

    При длительных спусках в горной местности существует высокий риск перегрева тормозов. На таких участках водителям рекомендуется в обязательном порядке прибегать к торможению двигателем — это частично или полностью снимает нагрузку с тормозной системы.

    Возможность экстренной остановки

    Иногда торможение двигателем помогает водителям спасти жизнь. При отказе тормозов этот метод позволяет замедлить транспортное средство и избежать ДТП.

    Охлаждение мотора

    При экстремальных нагрузках, к примеру, во время спортивных соревнований, прием торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель. В процессе такого торможения, напомним, вспышек в камерах сгорания не происходит, а охлаждающая жидкость и масло продолжают прокачиваться. Это позволяет эффективнее охлаждать агрегат.

    
            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

    Приём торможения двигателем позволяет разгрузить не только тормоза, но и двигатель
    (Фото: Shutterstock)

    Минусы торможения двигателем

    В среде отечественных автомобилистов принято считать, что торможение двигателем вредит мотору и трансмиссии. Профильные эксперты с этим категорически не согласны. Минусы действительно можно отыскать, но они относятся скорее к безопасности.

    Риск собрать «паровозик»

    При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».

    Вероятность заноса

    При неправильном выборе передач, грубой работе с педалью сцепления и отклонении от прямолинейного движения во время торможения двигателем, особенно на переднеприводном автомобиле, возникает риск возникновения заноса — автомобиль может развернуть вокруг передней оси.

    
            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

    Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме
    (Фото: Shutterstock)

    Повышенная нагрузка на привод ГРМ

    Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен их обрыв, и, как следствие, дорогостоящий ремонт двигателя.

    Повышенная нагрузка на уплотнения

    Повышенное разрежение во впускном коллекторе при торможении двигателем может приводить к разгерметизации уплотнений и подсосу неучтенного воздуха. Такое возможно лишь на уже «уставших» и требующих внимания двигателях.

    Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

    «Возможность поломки при торможении мотором — глупости. Такое торможение идет машине только на пользу. И ресурс выше, и торможение эффективнее… Когда тормозишь мотором с высоких оборотов, нагрузки на двигатель нет. Температуры низкие, вспышек в цилиндрах нет, при этом насос работает эффективно и масло все охлаждает, давление в системе высокое. Высокое давление масла — для двигателя благо. Мотором тормозить и эффективно, и очень полезно. В вакуумном усилителе также возникает хорошее разрежение — становится легче тормозить».

    Как тормозить двигателем на «механике»

    Алгоритм действий при торможении двигателем на машине с «механикой» прост. К примеру, вы видите перед собой на достаточном расстоянии красный сигнал светофора. В этом случае можно отпустить педаль газа и продолжать катиться до тех пор, пока обороты двигателя и скорость движения не позволят вам переключиться на передачу ниже. Передачи переключаются вниз шаг за шагом, а скорость машины плавно падает. При необходимости машину можно полностью остановить, нажав педаль тормоза и выжав сцепление.

    По-иному придется действовать при экстренном или спортивном торможении. В этом случае торможение двигателем сочетается с работой педалью тормоза — эффективность торможения возрастает до максимума, поскольку часть энергии гасит двигатель.

    Например, вы мчитесь на скоростной трассе, и на дорогу неожиданно выбегает лось. В этом случае помимо стандартного экстренного торможения можно выполнить торможение двигателем, то есть, не отпуская педали тормоза, последовательно переключать коробку вниз. Главное — не крутить в процессе рулем и не перескакивать через передачу. Ни при каких условиях не рекомендуется переходить с высокой передачи сразу на вторую или первую. Это чревато блокировкой колес и потерей контроля над машиной.

    При переключении механической коробки вниз применяют прием перегазовки. Он помогает мягко включить пониженную передачу и снять нагрузку с синхронизаторов и трансмиссии, а заодно предотвратить резкое смещение веса автомобиля на переднюю ось и уменьшить шанс блокировки колес.

    Выполняется перегазовка следующим образом:

    — выжимается сцепление;
    — выключается передача (коробка в нейтрали);
    — резким кротким нажатием открывается и закрывается газ;
    — в момент падения оборотов включается пониженная передача;
    — отпускается сцепление.

    Как тормозить двигателем на автомате

    Торможение двигателем возможно и на автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями. Как правило, на машинах с автоматом торможение мотором менее эффективно, чем на моделях с механикой, но осуществить его также можно.

    При снятии ноги с педали газа машина с автоматом, как и автомобиль с механикой, будет замедляться. По мере падения скорости электроника самостоятельно выберет подходящую передачу и будет переключаться вниз в нужной последовательности.

    Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

    «Современные адаптивные коробки передач умеют подтормаживать двигателем принудительно, причем дроссельная заслонка закрывается не полностью. Это связано с выполнением норм токсичности — чтобы были маленькие насосные потери (из-за сильного разрежения картерные газы подсасываются в цилиндр)».

    Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме — с помощью селектора или подрулевых лепестков. Однако далеко не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения. На старых агрегатах сбрасывать ступени невозможно. Подробности об алгоритме действий изложены в инструкции отдельно взятой модели.

    
            Что такое торможение двигателем и как правильно его применять

    При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются.
    (Фото: Shutterstock)

    Есть и еще одна особенность, о которой стоит помнить. Большинство автоматов, что называется, живут своей жизнью. У таких коробок есть умные блоки управления с «защитой от дурака», не позволяющей включить пониженную передачу при слишком высокой скорости.

    Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

    «Легче тормозить мотором с механической коробкой передач. Автомат всякий раз приходится переводить в спортивные режимы и вручную перещелкивать. Перевел в режим «спорт» или в ручное переключение — и начинаешь подщелкивать передачи».

    Торможение двигателем на электрокаре

    Возможность торможения двигателем заложена в любом современном электрокаре. Более того, эта функция позволяет не только эффективно замедляться, но и рекуперировать энергию — запасать ее в аккумуляторе, тем самым повышая запас автономного хода.

    При торможении электрокара его силовой агрегат отключается от источника тока и переходит в режим генератора, то есть сам вырабатывает электроэнергию. В этом режиме в обмотках ротора возникают противоположно направленные токи, а на валу электродвигателя возникает тормозной момент. Запасенная кинетическая энергия переходит в электроэнергию и тепло. Электрическая энергия поступает в аккумулятор, а тепловая рассеивается за счет нагрева обмоток. Такой тип торможения обладает гибкими настройками: тормозящий момент можно плавно контролировать.

    Когда лучше тормозить двигателем

    Злоупотреблять торможением двигателем в условиях каждодневной езды на автомобиле не стоит, равно как и полностью отказываться от этого приема. Важно помнить, что само по себе такое торможение на автомобиле с ДВС не обеспечивает быстрого замедления, но позволяет увеличивать ресурс тормозов, сжигать меньше горючего и повышать безопасность передвижения.

    Этот метод оправдан в соответствующих дорожных условиях. Комбинированное торможение (сочетание торможения двигателем с обычным торможением) — чрезвычайно эффективный прием, требующий детального освоения и практики.

    Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

    «Тормозить мотором нужно. Сегодня этот процесс не так эффективен, как был на карбюраторных двигателях. Тем не менее, все грузовики тормозят двигателем — это обязательное условие. Есть даже специальный горный тормоз, который закрывает заслонку на выхлопе и создает дополнительное сопротивление. Надо использовать энергию двигателя. В легковушке тоже нужно эту возможность использовать, пусть и в меньшей степени. На скользком покрытии лучше всего подтормаживать как раз мотором. А так — тормози ногами».

  • Автомагистраль: что это и чем она отличается от других дорог
  • Зачем пользоваться раскоксовкой двигателя и как правильно это делать
  • Крутящий момент двигателя: на что влияет и почему он так важен
     
  • Источник: www.autonews.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Яндекс.Метрика