Авто новости

Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

В Советском Союзе периодически появлялись странные транспортные средства. Рассмотрим сегодня некоторые из них


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Читайте также


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Вторичка
5 февраля

Эти машины нельзя покупать! Список самых проблемных авто с пробегом

Закон и ПДД
3 февраля

Техосмотр с фото и новые штрафы: главные изменения для водителей-2022

Статьи
7 февраля

Как может выглядеть новая большая Lada: первые изображения флагмана

Статьи
27 января

Когда покупать машину в 2022 году. Важные советы от эксперта

МАЗ-541: гигантский седан-тягач

В пятидесятые годы в СССР появились новые модели пассажирских самолётов: Ту-104 и Ту-114. Для их буксировки в аэропортах сперва использовались обычные армейские тягачи МАЗ-535. Грузовик подгонялся к самолёту и цеплялся специальной штангой за стойку шасси. Но «Пятьсот тридцать пятые» были большими и высокими, поэтому для этой цели подходили плохо. Под самолёт они не помещались, штангу приходилось цеплять длинную, а это ухудшало маневренность. Кроме того, двигаться туда-сюда по лётному полю на таком великане было небезопасно, особенно задним ходом. В итоге решили создать специальный «самолётный» тягач, который можно было бы подгонять вплотную к шасси под фюзеляж. Разработкой занимался МАЗ, а готовый автомобиль получил название МАЗ-541.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: autowp.ru

Машину сделали максимально низкой — чтобы пролезла под самолёт. Фактически у инженеров получился гигантский седан, оборудованный сцепным устройством. Длина машины составила почти 8 метров, ширина — почти 3,5, высота — под 3. Весил «седанчик» более 28 тонн!

Примечательно, что у МАЗ-541 было два поста управления: спереди и сзади. Это позволяло водителю (а, точнее, оператору) безопасно подогнать автомобиль к самолёту задним ходом, а потом пересесть вперёд.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: autowp.ru

Двигатель на МАЗ поставили танковый. Это был дизель объёмом 39 литров и мощностью 300 л.с. Он разгонял МАЗ (без самолёта) до 30 км/ч. «Седан» был способен тащить самолёт массой до 85 тонн. Экономичностью машина не отличалась: расход топлива равнялся 130 литрам на 100 километров.

Коробку передач МАЗ имел механическую, с тремя скоростями вперёд и с тремя назад. У тяжёлой машины не было гидроусилителя руля, поэтому управлять ей было трудно, но в Стране Советов удобству, как известно, особого внимания не уделялось.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: autowp.ru

Всего произвели три таких тягача. В дальнейшем появились ещё более тяжёлые самолёты, и машины потребовались уже другие.

Грузовик на базе лимузина — ЗИЛ по прозвищу «Чебурашка»

В шестидесятые годы на ЗИЛе были созданы новые образцы правительственных лимузинов. Как и любую другую технику, их требовалось испытывать. Испытания таким машинам полагались разные. В том числе — длительные ходовые, подразумевавшие поездки по дорогам страны. А с заправками в Советском Союзе было плохо. АЗС было не так много, бензин на них часто заканчивался, а качество его оставляло желать лучшего. Мало того, для лимузинов он часто вообще не подходил.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Поэтому приходилось испытателям брать горючее с собой. Вместе с лимузинами в путь отправлялся самый обычный грузовик, в который загружали ёмкости с топливом. Только вот мощностью и, следовательно, скоростью передвижения, советские грузовики никогда не отличались. А автомобили для партийной элиты разгонялись и до 140 км/ч — очень высокой для тогдашних машин. Поэтому колонне подопытных «партмобилей» часто приходилось останавливаться и ждать ковыляющий где-то далеко сзади грузовичок.

Инженерам всё это надоело. И кто-то из них додумался сделать специальный грузовик на базе одного из лимузинов. Со списанного ЗИС-115 сняли кузов и установили на его шасси бортовую платформу и кабину от ЗИЛ-157. Прозвище модели дали забавное: «Чебурашка».

Грузоподъёмность «гибрида» составила 1,5 тонны. А максимальная скорость — немыслимые для советского грузовика 120 км/ч. Низкий силуэт машины несколько напоминал «мускулистые» американские пикапы.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Задача была решена. Теперь горючее можно было возить, почти не отставая от основной колонны. А в народе поползли слухи о секретном грузовике. Например, говорили, что в его кузове передвигается охрана партийного руководства. А другие утверждали, что низкий автомобиль создан для езды по тоннелям секретных подземных городов.

Свинцовый самосвал КрАЗ-256Б1-030

На самом деле свинцовой у КрАЗа была только кабина. И история его появления весьма трагическая. Грузовик предназначался для вывоза радиоактивных обломков из Чернобыльской АЭС.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Для выполнения этой работы требовался самосвал, в котором водитель был бы защищён от воздействия радиации. Инженеры взяли обычный КрАЗ-256Б1. Планировалось установить на машину свинцовую капсулу, причём поместить её внутрь стандартной кабины — чтобы грузовик не привлекал к себе лишнее внимание, ведь обычным людям знать много о катастрофах в СССР не полагалось.

Но при этом возникли проблемы с установкой специальной вентиляции с фильтрами, поэтому в итоге от обычной кабины избавились. А капсулу поставили вместо неё. Изготавливалась она из стальных листов, между которыми заливался свинец. Толщина стенок доходила до 3 сантиметров, а толщина специальных стёкол составляла 7,5. Чтобы обеспечить герметичность капсулы, механические приводы управления поменяли на пневматические и электрические. С управлением раздаточной коробкой вообще возиться не стали. У грузовика всегда была включена пониженная.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Из-за веса капсулы ходовую часть пришлось несколько доработать. В остальном же «чернобыльский» самосвал почти не отличался от обычного.

ТЭС-3: самоходная атомная электростанция на гусеничном ходу

В пятидесятые годы советским руководителям пришла в голову идея создать передвижную АЭС, которая смогла бы обеспечивать электроэнергией гражданские и военные объекты в районах Крайнего Севера.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

Инженеры взяли удлинённые шасси тяжёлого танка Т-10. На одно них поставили ядерный реактор — двухконтурный, гетерогенный, использующий в качестве теплоносителя и замедлителя обычную воду.

Топливом для него служил высокообогащённый уран. Активная зона реактора находилась в так называемом «стакане» из свинца. На второе шасси установили парогенератор. Третье несло паровую турбину, а четвёртое — пульт управления. В рабочем положении всё это соединялось между собой кабелями и трубами. Для дополнительной защиты от радиации реакторную и парогенераторную машину следовало осыпать вокруг землёй. Электрическая мощность электростанции составляла 1,5 мегаватта. Комплекс был назван ТЭС-3. ТЭС означало «Транспортабельная электростанция».


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

В 1960 году начались испытания ТЭС-3. Станция проработала в нормальном режиме несколько лет. Но затем военные от данной концепции отказались, а гражданские ведомства она не заинтересовала. Возможно, затею посчитали опасной, а, может быть, просто нецелесообразной.

Минный тральщик «Прогрев-Т» — «гибрид танка и реактивного истребителя»

Напоследок переходим к военной технике. Для разминирования дорог применяются так называемые минные тральщики. Обычно они воздействуют на мины механическим путём, а именно — наезжают на них вынесенными вперёд металлическими «колёсами». Но у «Прогрева» принцип действия был совсем иной. Применялась эта машина в Афганистане.


            Седан-тягач и свинцовый КрАЗ: пять необычных советских машин

Фото: архивные документы

На шасси танка Т-54 установили реактивный двигатель от истребителя МиГ-15. Его сопло было направлено вперёд и вниз. При включении двигателя из него вырывалась струя раскалённых газов, которая сносила верхнюю часть дорожного покрова, обнажая, а часто сдувая находящиеся под ним мины. Выглядел тральщик очень внушительно и несколько странно. Непосвящённому человеку могло показаться, что танк оснащён каким-то невероятным чудо-оружием.

Ширина «рабочей» полосы составляла 10 — 12 метров, глубина — до 20 сантиметров. Запаса топлива хватало где-то на 6 километров дороги. А вот скорость оказалась очень маленькой: не более 3 км/ч. Наряду с большим расходом горючего и сильной запылённостью во время работы тральщика. Это стало серьёзным недостатком, поэтому в серию «Прогрев-Т» не пошёл. Сделан был всего один экземпляр, который, вероятно, остался где-то в горах Афгана.

Источник: www.autonews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика