От царских Delaunay-Belleville и Rolls-Royce до президентского Aurus — вспоминаем все служебные автомобили отечественных лидеров, в ходе экскурсии по музею Гаража особого назначения
ЗИЛ-111
На базе 111-го также был изготовлен кабриолет с индексом 111В. Он и был тем самым звездным автомобилем, который в 1961-м встречал Юрия Гагарина после полета в космос.
В 1958-м параллельно со 111-м в Горьком начался выпуск ГАЗ-13 «Чайка». Эта машина тоже оснащалась двигателем V8 и автоматической коробкой передач. Кроме того, она имела гидроусилитель руля, радиоприемник и электростеклоподъемники. Но кондиционера в «Чайке» не было, поскольку седан по рангу был ниже и использовался в ГОН в качестве машины сопровождения, а в других ведомствах закрепил за собой статус министерского и комитетского транспорта.
ГАЗ-13 "Чайка"
Внешнее сходство ЗИЛ-111 и «Чайки» стало предпосылкой к достаточно быстрому рестайлингу 111-й модели. Необходимо было отделить автомобиль первого лица от машин сопровождения по внешнему признаку. И рестайлинг тогда воплотился в модели ЗИЛ-111Д и ЗИЛ-111Г. Впрочем, помимо внешности конструкторы на ЗИЛ модернизировали и тормозную систему автомобиля, добавив туда раздельные контуры. Что позитивно сказалось на эффективности замедления и безопасности.
С 1963 по 1964 годы ЗИЛ-111Г был основным персональным автомобилем Н.С. Хрущева, а затем с 64-го по 67-й годы использовался в качестве персонального автомобиля Брежнева. В 1967-м, Л.И. Брежнев пересел на ЗИЛ-114, а 111-ая модель осталась в ГОН лишь в качестве автомобиля сопровождения.
ЗИЛ-111Г и ЗИЛ-111Д
Сам же ЗИЛ 114 своим появлением ознаменовал новый этап в истории советского автопрома. При его создании советскими конструкторами было использовано более 20 совершенно новых технических и технологических решений, которые ранее в советских машинах не применялись. Так на ЗИЛ-114 впервые были применены дисковые тормоза и телескопический рулевой механизм с регулировкой по углу наклона. А под капотом расположился новый 300-сильный двигатель V8. 114-й был основным транспортом первого лица с 67-го по 78-й годы.
И поскольку 114-й был очень передовым автомобилем для своего времени, то многие решения перекочевали на следующее поколение «зиловских» лимузинов, которое получило индекс 4104. На ЗИЛ-4104 появились доработанная тормозная система, а также новый трехступенчатый автомат и модернизированный двигатель с увеличенной на 15 л.с. мощностью. Именно эта связка мотора и коробки практически без изменений будет применяться в дальнейшем на всех лимузинах ЗИЛ, в том числе и бронированных.
ЗИЛ-4104
В 1982 году после прихода к власти Андропова ЗИЛ-4104 был и его персональным автомобилем. Правда совсем недолго. В знаменитом 6-м цехе ЗИЛ быстро подготовили рестайлинговый вариант седана, который получил индекс ЗИЛ-41045. Он был самым малоизвестным и малотиражным ЗИЛом. В период с 1983 по 1986 годы было выпущено всего 43 таких лимузина, но они успели прослужить и Андропову, и Черненко, и даже Горбачеву.
Последним советским лимузином стал автомобиль ЗИЛ-41047. Именно он пришел на смену ЗИЛ-41045. Помимо переоформленного внешнего вида, эта модель отличалась от предшественницы наличием системы климат-контроля. А параллельно была создана модификация 41052, которая, по сути, представляла собой бронированную версию ЗИЛ-41047.
ЗИЛ-41052
В основе системы защиты ЗИЛ-41052 лежала бронекапсула со стальным листом толщиной от 4 до 10 мм. Броня позволяла выдерживать не только обстрел из винтовки СВД и автомата Калашникова, но и взрыв гранаты, как под автомобилем, так и на его крыше.
ЗИЛ-41052 использовался в качестве персонального автомобиля Горбачевым, Ельциным и эпизодически даже В.В. Путиным. В частности, во время его визита в Лондон в 2000-м году он взял с собой в качестве протокольного автомобиля именно ЗИЛ-41052 несмотря на то, что ГОН на тот момент уже использовал «Мерседесы».
Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W140
В 90-е годы ГОН принял решение перейти на Mercedes-Benz, поскольку ЗИЛ из-за тяжелого положения уже не мог выпускать конкурентоспособные и соответствующие времени автомобили. Первым стал Mercedes-Benz S600 Pullman Guard W140, которым начал пользоваться еще первый президент России Б.Н. Ельцин.
Затем его сменил лимузин S500 с кузовным индексом W220, который сперва использовался в качестве персонального служебного автомобиля В.В. Путина, а затем и Д.А. Медведева.
В 2012 году на смену 220-му пришел 221-й S-class, которым Владимир Путин пользовался вплоть до 2018 года, пока не пересел на новый российский лимузин Aurus Senat.
Aurus Senat
Помимо лимузинов для кортежа в музее ГОН есть и некоторые другие интересные автомобили. Например, мы там обнаружили уникальный Mercedes G-class, на котором Б.Н. Ельцин любил выезжать на охоту в Завидово.
Кстати, советский автопром мог похвастаться не только номенклатурными лимузинами, но и удивительными концептами.
Причем их было так много, что все они не поместились в один материал.
Источник: www.autonews.ru